Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

А. И. Тучков В среднем Русь вела с духовно рыцарскими орденами войны раз в 15 лет. На иллюстрации: Ледовое побоище Для цивилизации, которую Тойнби называет «русское православие», выделяются два цивилизационных форпоста — казачество и северный фор­ пост. При этом форпосты могут существовать одновременно или меняться по своему значению. Вот только стать цивилизационным «ты лом » нашим православным форпостам не удается. Временно — да, случается. Для Севе­ ра это чуть более 100 лет, с 1809 по 1914 г. Тойнби трактовал это так: «Если обратиться к православной ветви в России, то можно обнаружить, что ви­ тальность общества имеет тенденцию концентрироваться то в одном фор­ посте, то в другом в зависимости от изменения в ходе исторического разви­ тия направления внешних давлений». Главное отличие северного цивилизационного форпоста от южного со­ стоит в том, что освоение огромных приполярных и заполярных террито­ рий, включение их в экономический и культурный строй России происходи­ ло мирным путем. Это было в первую очередь религиозно-культурное про­ никновение, а отнюдь не военное. На Север в XIV в. шли в первую очередь монахи. Монастыри, погосты и скиты и стали теми опорными пунктами, которые впоследствии позволили оседать здесь и немонашескому русскому населению, основывать не только промысловые станы, деревни и села, но и города. Кстати, не в этом ли причина важнейшего феномена современно­ го положения Русской Арктики — ее рекордная заселенность (2 млн. чело­ век) по сравнению с соседями как на Западе (Норвегия и Дания), так и на Востоке (США и Канада)? А Мурманск как был, так и есть — самый боль­ шой город за Полярным кругом. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz