Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

А. И. Тучков общества, в одних случаях мы обнаруживаем, что оно состоит в сыновнем родстве с более древним обществом благодаря наличию вселенской церкви. В других случаях такая связь не просматривается. Итак, мы определили, что вселенская церковь является основным признаком, позволяющим предва­ рительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где дан­ ное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев по­ зволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем, чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития». Причем нашу цивилизацию А. Дж. Тойнби называет по религиозной осно­ ве — «православная», хотя для наших соседей, католически-протестантской цивилизации, используется географический термин «западная».1 Есть определения и классификации, которые выделяют в цивилизациях в первую очередь их религиозную основу. К примеру, доктор исторических наук В. Рыбаков дает следующее определение цивилизации: «Цивилиза­ ция — это ареал и продукт распространения определенной мировой этиче­ ской религии и выросшей на ее базе культуры». Поэтому он выделяет ис­ ламскую, буддийскую и, разумеется, православную цивилизации.2Ему вто­ рит И. Подберезский, выделяющий по религиозному признаку всего 4 ци­ вилизации: Pax Christiana (мир Запада), Pax Sinica (конфуцианский мир), Pax Islamica (мир ислама), Pax Indica (мир индийской духовности).3 Отли­ чие здесь одно — особой, русской православной, цивилизации И. Подберез­ кин не видит. Более того, для причисления русских к «миру Запада» ис­ пользуется даже такой, прямо скажем, непервостепенный факт обществен­ ных эмоций, как ирония и самоирония, якобы свойственная Западу, но не свойственная Востоку.4О существеннейших различиях Западной и Восточ­ ной (православной, ортодоксальной, то есть основной, если угодно, корен­ ной) ветвей христианства здесь и речи не идет. А за 960 лет (в этом году мы, слава Богу, не отмечаем круглую дату раскола), прошедших с первого акта Великой схизмы, отпадения римо-католиков от Православной Церкви, та­ ких различий накопилось более чем достаточно. В том числе и в догматах. Но есть, к примеру, и такое важное отличие в истории Церкви — хри­ стианство в России оказалось более стойким. На крови миллионов мучени­ 1 Там же. С. 100. 2 Рыбаков В. Пропасть господства / / Литературная газета. 2014. № 25. С. 9. 3 Подберезский И. В. Восток — дело тонкое... М.: ACT: Восток-Запад, 2003. С. 35-36. 4 Там же. С. 40. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz