Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

На северной границе между западом и востоком умалчивает о разбойничьей деятельности Трифо­ на. Только в 2009 г. игумен Митрофан (Баданин) составил новую редакцию жизнеописания Три­ фона. Она основывается на обнаруженных в Псковской области документах XVII в., автором которых был игумен Соловецкого монастыря Сергий Шелонин. Из посвященного Трифону ка­ нона знаменного распева, составленного Шело- ниным, стало известно о терроре и убийстве жен­ щины, о преступлениях, в которых Трифон позже раскаивался. Другим источником новой биогра­ фии стали голландские путевые заметки, автор Наместник монастыря . иеромонах Паисий которых, купец-мореплаватель из Амстердама Симон ван Салинген, сам беседовал с Трифоном. Игумен Митрофан предлагает внимательно просмотреть националь­ ные жития святых России на более общем уровне. Далеко не все преподоб­ ные служили опорой Московскому государству или были стяжателями имущества (иосифляне). И праведниками они были отнюдь не с младенче­ ского возраста. В числе святых можно обнаружить и бывших преступни­ ков, прошедших через покаяние. Повествующие о них правдивые истории стали спасением для людей, отбывающих длительное тюремное заключе­ ние (в России 25 лет тюрьмы были обычным приговором). Кроме того, как считает автор, неприукрашенная правда о жизни Трифона может помочь Печенгскому монастырю, пережившему за свою историю четыре уничто­ жения, достичь нового расцвета. Великие праведники жили в Печенгском монастыре и во время финской власти. Одним из них был игумен Паисий (в миру Павел Рябов), которого в том числе Сойни описывает как смиренного и убежденного праведника. НКВД задержала Паисия в 1940 г. по подозрению в шпионаже в интересах иностранного государства. Игумена допрашивали и пытали в Мурманске, Ленинграде и Москве, пока не казнили. Иеромонах Паисий спас, по мне­ нию игумена Митрофана, свою братию от той же участи. Поскольку игумен не сознался в шпионаже и тайном сговоре, преследовавшем интересы ино­ странного государства, остальных членов братии вернули в Финляндию. Ко­ миссия по канонизациям при Московском патриархате, однако, не возвела (пока) Паисия в лик святых, т. к. посчитала его ответы слишком политизи­ рованными и агрессивными для человека, имеющего монашеский сан. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz