Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
На северной границе между западом и востоком ными догматами. Детей стремились крестить в лютеранской вере. Лютеран ство, тем не менее, воспринималось как часть новой официальной обще ственной системы, и местное население этого сторонилось. По мнению Дальстена, вялый характер лютеранской приходской жизни (согласно оцен кам степени участия прихожан в таинстве Евхаристии) был обусловлен прежде всего религиозной гетерогенностью края. Наряду с влиятельной православной традицией в том числе на полуострове Рыбачий и в деревне Пумманки (Земляное) существовали лестадианские сообщества. Лестади- анство занимает важное место и по сей день, в особенности в северной ча сти Финляндии. Для лестадианцев характерны консервативные ценности, например, запрет на «современные мирские соблазны» — контрацепцию, телевидение, женское священство. Название своей работы Дальстен позаимствовал у Эрно Паасилинна (1980, 51), по словам которого, на данной территории было очень распро странено суеверие, в то время как христианство являлось лишь внешней обо лочкой. Представление Паасилинна можно подвергнуть сомнению как одно бокое. Трилогия Тууликки Сойни предлагает множество практических во просов, вызванных к жизни сосуществованием религий во время нахожде ния коммуны в составе Финляндии. Один конфликт возник, когда гениальный монах-изобретатель Пармен, управляя автомобилем, в результате автоката строфы оказался виновным в смерти человека. Погибшим был пассажир — пожилой слабый схимонах. Когда финский полицейский Лассинмаа выска зал пожелание провести вскрытие тела, игумен Иакинф отказал в процедуре « з а ненадобностью». Монахи отнеслись к смерти пожилого схимника (в трилогии их называют «тихими братьями») спокойно. Сойни как будто спрашивает, были ли монахи садистами, но оставляет вопрос открытым. С другой стороны, Сойни утверждает, что море естественным образом сближало конфессии в Печенге. Богослужения проводились в той же церкви деревни Алалуостари, и лютеране ощущали, что в ответ на свои молитвы по лучают помощь через преподобного Трифона. Болезни было принято ле чить золой, взятой из бруса сгоревшей церкви Трифона. В послевоенной Финляндии «печенгский период» понимается отчасти как явление, сравнимое с утраченной Карелией и эвакуацией ее населения, и, тем не менее, феномен обладает своими отличительными чертами. «П е ченгский период» — это, с одной стороны, история колонии, с другой — эвакуация, с третьей точки зрения — православная или колтта-саамская традиция и идентичность. 115 j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz