Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
На северной границе между западом и востоком дорог с железнодорожной сетью России сразу, как только [из-за смутного времени в России] представится такая возможность (например, Войонмаа, «Suom i Jaamerella» («Финляндия в Северном Ледовитом океане», 1918, второе издание — 1919). В основе этой идеи лежали прежние обещания великих держав об отторжении приграничных территорий, а также компен сация финнам за значительные инвестиции в инфраструктуру (дороги), не давно осуществленное Россией строительство на «незамерзающем море» — порты (Александровск, Романов-на-Мурмане) и завершенная в 1916 г. Мурманская железная дорога. В литературе, пропагандировавшей идею «Великой Финляндии», стали вновь использовать древние мифологи чески окрашенные названия, такие как «Руийа» (Финнмарк) и Терский бе рег (Turjanranta). Когда по условиям Тартуского мирного договора Печенгская волость (Петсамо) отошла к финнам взамен на полученные РСФСР в Восточной Ка релии волости Поросозеро (Porajarvi) и Реболы (Repola), возникла первая и пока последняя колония в истории Финляндии. Вяйне Таннер в своей кни ге «Voidaanko Petsamon aluetta kayttaa maan hyodyksi?» («Можно ли ис пользовать территорию Печенги на благо страны?», 1927) требовал макси мального извлечения экономической выгоды. К примеру, в травелогах и охотничьих записках коммерсанта, консула Финляндии в Мурманске и просто разностороннего плута Эрнста Лампена/Ээро Лампио «дикий восток» представлен как рай для того, « в чьих жилах течет кровь ловца». Вместе с переходом Печенги к Финляндии самый северный в мире пра вославный монастырь подпал под финскую юрисдикцию. Уходя в 1921 г. с этой территории, русские увезли с собой самое ценное движимое имуще ство; финнам монастырь оставил церковное имущество и 90 % своих зе мельных наделов, а прирост количества монахов остановился. Приход в бра тию монастыря иностранцев (русских) прекратился. Мужской Свято-Троицкий Печенгский монастырь, основателем кото рого считается преподобный Трифон Печенгский, был важной точкой опо ры особенно для саамов-колттов (кольских лопарей). Новая государствен ная граница была для них преградой, ведь она разделила их поселение на части, оказавшиеся по разные стороны рубежа. Еще в 20-е гг. колтты пере езжали к своим семьям в Россию, т. к. в пустынной местности пересечь гра ницу было относительно легко. Например, деревни Кааккури и Титовка на ходились так близко друг от друга, что воду их жители набирали в одном и том же месте. Новый кордон сильно усложнил процесс оленеводства и стал 111 !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz