Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Э. Кахла Говоря о Печенгском монастыре, Миккола цитирует письмо Бориса Го дунова (1603 г.), в котором сообщается о лопарях, крещеных уже в 1477 г. епископом Новгородским Геннадием, и о монастыре, основанном в Печен- ге (78). Сведения указывают на то, что Трифон из Торжка, имевший боль шое влияние сто лет спустя, не был самым первым основателем монастыря в этих краях. Миккола интересным образом сравнивает русско-новгородские и каре- ло-финские нравы и констатирует, что это сравнение невыгодно для запад ной стороны. Основатели западных монастырей являлись, по его словам, «мечтательными, чувствительными отпрысками аристократии» (43), и, со ответственно, языком культурного общения этих монастырей был язык го сподствующего класса, поэтому о существовании какой бы то ни было мо настырской рукописи на финском языке ничего неизвестно. В Финляндии не было ни одного католического монастыря севернее города Раума на бе регу Ботнического залива. Среди православного населения дела обстояли противоположным обра зом. У православных ценилось стремление к подвижничеству в суровых се верных условиях. Северные монастыри характеризуются изолированно стью и труднодоступностью, закаленностью и малочисленностью братии. Монахи занимались в основном тяжелым физическим трудом и практикова ли аскезу (пост и молитвы).Миккола, увы, не затрагивает здесь тему полити ческого преследования: войны и репрессии заставили славян переместиться в непроходимые северные леса. А в конце XVII в. гонения на староверов, в свою очередь, вытеснили их так далеко на север, что побережье Белого моря превратилось в центр старообрядчества. В русских же церковных текстах встречается термин «Северной Фиваи- ды», являющийся почетным именем нарицательным для всех монастырей, основанных на территориях к северу от Москвы в XIV в. и позже. Название «Фиваиды» указывает на древнюю пустыню в Египте, где ранние христиа не вели праведный образ жизни в те времена, когда христианство еще не было государственной религией. По мере укрепления центральной власти Москвы, начиная с XV в., ее великие князья создали в монастырях выгодные для обеих сторон колониально-охранные отношения. Местные жители были вынуждены платить монастырям ловчий налог и другие подати, князья же, в свою очередь, были заинтересованы в растущей экономической мощи монастырей, в том числе с точки зрения военных оборонительных целей, а также возможностей совершать атаки. В качестве примера Миккола упо 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz