Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

Э. Кахла Говоря о Печенгском монастыре, Миккола цитирует письмо Бориса Го­ дунова (1603 г.), в котором сообщается о лопарях, крещеных уже в 1477 г. епископом Новгородским Геннадием, и о монастыре, основанном в Печен- ге (78). Сведения указывают на то, что Трифон из Торжка, имевший боль­ шое влияние сто лет спустя, не был самым первым основателем монастыря в этих краях. Миккола интересным образом сравнивает русско-новгородские и каре- ло-финские нравы и констатирует, что это сравнение невыгодно для запад­ ной стороны. Основатели западных монастырей являлись, по его словам, «мечтательными, чувствительными отпрысками аристократии» (43), и, со­ ответственно, языком культурного общения этих монастырей был язык го­ сподствующего класса, поэтому о существовании какой бы то ни было мо­ настырской рукописи на финском языке ничего неизвестно. В Финляндии не было ни одного католического монастыря севернее города Раума на бе­ регу Ботнического залива. Среди православного населения дела обстояли противоположным обра­ зом. У православных ценилось стремление к подвижничеству в суровых се­ верных условиях. Северные монастыри характеризуются изолированно­ стью и труднодоступностью, закаленностью и малочисленностью братии. Монахи занимались в основном тяжелым физическим трудом и практикова­ ли аскезу (пост и молитвы).Миккола, увы, не затрагивает здесь тему полити­ ческого преследования: войны и репрессии заставили славян переместиться в непроходимые северные леса. А в конце XVII в. гонения на староверов, в свою очередь, вытеснили их так далеко на север, что побережье Белого моря превратилось в центр старообрядчества. В русских же церковных текстах встречается термин «Северной Фиваи- ды», являющийся почетным именем нарицательным для всех монастырей, основанных на территориях к северу от Москвы в XIV в. и позже. Название «Фиваиды» указывает на древнюю пустыню в Египте, где ранние христиа­ не вели праведный образ жизни в те времена, когда христианство еще не было государственной религией. По мере укрепления центральной власти Москвы, начиная с XV в., ее великие князья создали в монастырях выгодные для обеих сторон колониально-охранные отношения. Местные жители были вынуждены платить монастырям ловчий налог и другие подати, князья же, в свою очередь, были заинтересованы в растущей экономической мощи монастырей, в том числе с точки зрения военных оборонительных целей, а также возможностей совершать атаки. В качестве примера Миккола упо­ 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz