Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
На северной границе между западом и востоком званий рек: например, река Кемь в Беломорской Карелии и река Кемь (Ке- мийоки), впадающая в Ботнический залив. Миккола подчеркивает, что каре лы имели большое значение для Новгорода также в качестве торговцев пуш ниной. «Территория перемещения и деятельности карел на востоке от нашей границы была огромной. Об их авторитете на Кольском полуострове свидетельствует еще в XVII в. такой приказ великого князя, согласно кото рому сбор налоговых недоимков с лопарей должен осуществляться в при сутствии известных карел» (1942, 65). Помимо топонимии Миккола рассматривает войны, происходившие между карелами («финнами») и норвежцами в губернии Финнмарк начи ная с 1302 г. Дело в том, что русская Софийская летопись свидетельствует с 1320 г. о набегах карел на Норвегию по реке Северная Двина. 30-е гг. XIV в. были особенно выдающимся периодом в истории карел. В 1337 г. в Софий ской летописи упоминается карел по имени Иван Федорович Валит (Валит- ту), управляющий крепостью Корела, который совершил политическую из мену. Сначала Валитту тайно вел переговоры со шведами, но затем в июле 1337 г. сменил курс на противоположный. Он открыл ворота крепости нов городцам; так что шведов ожидала такая же кровавая баня, как и русских ра нее. Согласно воспоминаниям, сохранившимся в устной форме, Валитту считался покорителем Лапландии, которому в коммуне Варангер установ лен каменный памятник (1942, 75-76). Миккола пишет также о монастырях как источнике поборов для карел. Самым значительным экономическим гигантом данного края был Соловец кий монастырь, которому карелы вынуждены были уступать за бесценок земельные владения, рыбные ловли и территории обитания пушного зверя. Название, по мнению Миккола, происходит от финского слова « s a lo » — «(глухой) лес; большой лесистый остров» (1939, 41). На основании мона стырских документов Миккола пишет: «У этого монастыря было также собственное войско, назначение которого становится ясным из его назва ния — “Войско Кайнуу”. Задачей армии было охранять монастырь и его зем ли от врагов, жителей региона Кайнуу, угрожавших с запада. В то время это военное образование выступает также защитником выше упомянутых “пяти родов”, или “детей Карелии”. В 1478 г. командующий армией в “войне с Кай нуу” со стороны Соловецкого монастыря объявляет о том, что совершил поход на реку Иййоки, чтобы отомстить за “оскорбление”, нанесенное “де тям Карелии”, и тогда же он подарил Соловецкому монастырю колокол, вы везенный им из церкви общины Ии » (1942, 76-77). юз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz