Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).

На северной границе между западом и востоком Риме. Это хорошо сочеталось с мечтами Ивана о величии и с его самолюбо­ ванием» (114). Миккола дает прямую оценку связи между канонизациями, проводимы­ ми Макарием, и акцентированием величия государства. Во времена Макария количество национальных святых, почитаемых на всей Руси, выросло с 22 до 52 (к тому же были добавлены 9 местных святых). Прихожанам приходилось слушать эти новые, сочиненные в «шовинистическом русском духе» биогра­ фии подвижников. Благодаря Макарию, Иван в 16-летнем возрасте был про­ возглашен царем — «заслуга, которую он, напоминая в то же время о боже­ ственном происхождении события, то и дело подчеркивал» ( 116). В своем биографическом очерке Миккола упоминает также о суровом воспитании, полученном Иваном, и о проявившемся позже душевном неду­ ге — мании преследования. Несмотря на все, Ивану удалось покорить Ка­ занское, Астраханское и Крымское ханства и установить господство над территориями, населяемыми финно-угорскими народами мордвой, марий­ цами и удмуртами. Иван заключил союз с англичанами и намеревался — без­ успешно — достичь Китая на парусных судах, пройдя Северный Ледовитый океан. «Радость приобретения нового, могущественного заокеанского тор­ гового партнера направляла мысли царя к морю» (117), другими словами, побуждала мечтать о господстве в Балтийском море. Россия начала 25-лет­ нюю войну, усматривая повсюду предателей и врагов, ведя «настоящую раз­ рушительную войну против своих мнимых противников» (118), разгромив при этом в том числе и Новгород с его экономическим регионом в 1569— 1570 гг. Миккола описывает безрассудные жестокости Ивана, обосновывая таким образом опасный характер поездки Юстена. Рассказ же самого Юсте- на о трудностях путешествия и заточения предстает безутешным, полным фигурами речи, свойственными церковнослужителю. Юстен стремится, од­ нако, в своем описании к беспристрастности и говорит: «Когда я писал эти строки, то не отклонялся ни вправо, ни влево и не искал ничьей милости, а только лишь назвал белое белым и черное черным» (177). Преодоление границы между востоком и западом — культурный фон Основной акцент в более раннем сборнике эссе Миккола, вышедшем в 1939 г., сделан на моменте возникновения различия между конфессиями и культурными сферами запада и востока, более или менее устойчивую гра­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz