Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Духовная жизнь царской семьи в документальных источниках 1917-1918 гг. «И так простишь ли грех их? А если нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»; «И заступил народ и стал между мертвыми и живы ми. И прекратилось поражение». Таким образом, государь выражает не просто переживание за русский народ, но свою ответственность за проис ходящие в России события перед Богом. Очевидно и то, что государь пытался услышать в словах Священного Пи сания наставления для себя, понять Промысел Божий в отношении себя как помазанника Божия. Подчеркнутые императором фразы звучат как ответы именно на эти вопросы: «Ты князь Божий посреди нас»; в шестой главе «Чисел» выделено: «Обет назорейства Богу его на главе его», и далее в двенадцатом параграфе подчеркнуто: «Прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено». Несмотря на то, что это единый по смыс лу параграф (№ 12), который звучит так: «После сего он должен посвятить снова Господу дни назорейства своего ипринести однолетнего агнца в жерт ву повинности. Прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено», но из текста выделены только слова: «Прежние же дни про пали, потому что назорейство его осквернено». И далее по тексту: «И пусть они будут < ... > на страже за все общество»; «И написал он на скрижалях. И отдал их Господь мне». Государь, обращаясь к книгам Священного Писания, в которых Бог че рез пророков общается со Своим народом, проецирует это богообщение на себя и на русский народ, отмечая на страницах Библии и особенность этого общения. Способ, каким Бог передавал Откровения Моисею, отличен от того, каким все другие пороки получали Откровения. В тексте императором подчеркнуты предложения: «Сам Господь есть удел его»; «Явился ему Го сподь и сказал: Я Бог твой, не бойся, Я с тобою»; «и говорил Господь с Мо исеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим», «устами к устам». Продолжение своего служения как помазанника Божия государь также ви дит в строках: «Будь ты посредником от народа пред Богом, и представляй Богу дела его, < ... > научай его постановлениям Божиим и законам Его, ука зывай ему путь Его, по коему он должен идти, и дела, какие он должен де лать». Немалая доля помет на полях и подчеркиваний в тексте касается Завета Бога с израильским народом. Большое количество текста в главах выделено целыми абзацами. Все эти пометы говорят о том, что царь чувствовал важ ность сохранения Завета Бога с народом, соблюдения заповедей ине оскуде ния веры в людях всего того, что так неумолимо исчезало в реалиях револю- 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz