Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Д. Л. Трофимова О, дитя мое родное, не умею я писать, мысли и слова скорее пера бегут. Прости все ошибки и вникни в мою душу. Хочу дать тебе эту внутреннюю радость и тишину, которой Бог наполняет мне душу, - разве это не чудо! Не ясна ли в этом близость Бога. Ведь горе бесконечное, - все, что люблю, - страдает, счета нет всей грязи и страданьям, а Господь не допускает унынья: Он охраняет от отчаянья, дает силу, уверенность в светлое будущее еще на этом свете. < ...> Не страдай, дружок! Попрошу за тебя молиться у раки преподобного (святителя Иоанна Тобольского), чтобы подкрепить твое сердце < ...> . P. S. ...“Father” (Государь) читает для себя теперь весь Ветхий Завет. < ... > 13/26 марта 1918 года. Тобольск».1 С начала Великого поста, находясь под арестом в Тобольске, император Николай Александрович начинает перечитывать Библию «для себя», под­ черкивая созвучные его переживаниям места. Факсимильное воспроизведе­ ние текста Библии с пометами государя2несет в себе информацию об отно­ шении императора Николая II к исполнению обязанностей посредника между Богом и народом. Смысловую группу помет и подчеркиваний можно определить как: 1. Бог, 2. Народ, 3. Земля, 4. Священство, 5. Завет Бога. Объ­ единяющее же начало всех групп маргиналий в тексте Библии - это власть Бога, которая осуществляется в сердце каждого человека и во всем народе. Первое, что очевидно читается в его пометах в Библии, - твердая вера импе­ ратора в Божий Промысел, убежденность, что Господь с ним и с русским на­ родом. Из подчеркнутых им предложений: «Н е бойся, ибо Я с тобою», «Не бойся < ... > Я твой щит», «Бог твой есть Бог благий и милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя»; «Бог ваш идет пред вами; Он будет сра­ жаться за вас». В предложениях, отмеченных императором, виден и поиск ответа на му­ чивший его в это время вопрос, что будет с русским народом: «Господи, для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Тво­ ими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил в чре­ ве весь народ сей? и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его в не- дре твоем, как нянька носит ребенка? < ... > Я один не могу нести всего на­ рода сего, потому что он тяжел для меня». Император подчеркивает далее: ' Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб., 1996. С. 273. Завет государя. Книги Ветхого Завета с собственноручными пометками царя мученика Николая II, сделанными государем в последние дни перед крушением Российской Империи. [М.] 2000. 541 с. [С факсим.] 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz