Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Мученики Александро-Невской Лавры Божие в массы. Второй же руководитель братства полагал, что по-прежнему необходимо создавать полулегальные общины сестер и братьев с уставом внутренней жизни, близким к монастырскому, и постепенным отдалением членов общин от советской действительности и светской среды вообще. В 1930-1932 годах архимандрит Лев уже окормлял большую часть брат- чиц (при приеме он вручал им белые платки). В это время у него было более 50 духовных детей. Архимандрит считал необходимым проявлять опреде ленную осторожность и осмотрительность, понимая, что ОГПУ может в любой момент выйти на братство и разгромить его. Именно поэтому он активно способствовал развитию института тайного монашества. Это от мечали позднее в своих показаниях многие арестованные священнослужи тели. Так, архиепископ Гавриил (Воеводин) на допросе говорил: «Одним из способов укрепления Церкви руководители считали тайное монашество, которое, по их мнению, должно было воспитать стойких, интеллигентных и решительных борцов за веру. Сообразно этому круг лиц, группирующих ся вокруг Льва Егорова, состоит преимущественно из интеллигенции и уча щейся молодежи». Важная заслуга о. Льва состояла в том, что он неустанно стремился рас ширить ряды братства, привлекая в него образованную молодежь. Вступив шие в братство молодые люди находились в постоянном тесном общении, поддерживая друг друга в различных ситуациях. «Новенькие» поручались «старшим» братчикам. Широко оказывалась материальная помощь уча щейся молодежи. Руководство же богословским образованием молодых членов братства осуществляли архимандриты Лев (Егоров), Варлаам (Са- цердотский) и другие братские отцы. Несмотря на фактически нелегальное существование, под руководством о. Льва братство продолжало строжайше запрещенную советскими закона ми общественно-благотворительную деятельность (помощь бедным, за ключенным, монастырям епархии, обучение детей Закону Божию). Ряды братчиков и в конце 1920-х - начале 1930-х годов заметно пополнялись об разованными и активными молодыми людьми, некоторые из которых (иеро монах Серафим Суторихин, иеродиаконы Афанасий Карасевич, Нектарий Панин и др.) приняли монашеский постриг. И почти всех из них постригал в Феодоровском соборе о. Лев. Следует отметить, что в это время архиман дрит окормлял также несколько не входивших в братство женских монаше ских общин, в частности шесть насельниц подворья Успенского Моквинско- 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz