Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

М. В. Шкаровский дин) перешли служить в Феодоровский собор. Туда же перешли и оба ранее бывших при Творожковском подворье братских хора. Регентом хора право­ го клироса был назначен иеромонах Серафим (Суторихин), окормлять его певчих стал настоятель собора о. Лев. Хором же левого клироса регентовала Вера Киселева, а духовным отцом певчих был архимандрит Варлаам. На допросе 28 февраля 1932 года о. Варлаам так охарактеризовал по­ следние годы существования братства: «После ареста Гурия Егорова и по­ следующей его высылки руководство остатками “братства” легло на меня. Общее количество братчиц и братьев к тому времени, т. е. к 1929 году, со­ ставляло не более 50 человек... Деятельность “братства” в этот период за­ ключалась в устройстве хоровых спевок и организации хора в Федоровском соборе. Кроме того, осуществлялась помощь высланному духовенству пу­ тем сбора денег, вещей и отправки посылок... О всей деятельности “брат­ ства” было известно Льву Егорову, который является настоятелем собора, и без его благословения в храме ничего не могло совершаться. Однако уста­ новки мои и Гурия Егорова в методах воспитания верующих отличаются от установок Льва тем, что наш с Гурием метод - монашеский, Лев же Егоров, не возражая принципиально против монашества, находит возможным его существование не уходя от современной светской жизни, то есть не меняя светского облика. С 1929 года по настоящее время деятельность нашего “братства” в основном ни в чем не изменилась». Братчица А. С. Борисова на допросе подтвердила существовавшую раз­ ницу в методах руководства архимандритов Льва и Варлаама. По ее словам, о. Лев призывал членов братства к широкой общественной деятельности, «направленной на внедрение христианства», поэтому предлагал повышать уровень светского образования и «учил сочетать культурную жизнь с вер­ ностью христианству»: «Этим объясняется то, что члены братства - дети о. Льва - в большинстве или люди интеллигентные, или учащаяся моло­ дежь». А о. Варлаам, по свидетельству Борисовой, учил внутреннему благо­ честию (т. е. не призывал к мирской и миссионерской работе) и благотвори­ тельной деятельности. Таким образом, разница в подходах отцов Льва и Варлаама заключалась прежде всего в том, что первый из них считал необходимым в изменившихся к худшему внешних условиях готовить образованных молодых людей к при­ нятию тайного монашеского пострига, с тем чтобы они, живя в светской сре­ де иработая в гражданских учреждениях, боролись за Церковь и несли слово 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz