Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
М. В. Шкаровский дин) перешли служить в Феодоровский собор. Туда же перешли и оба ранее бывших при Творожковском подворье братских хора. Регентом хора право го клироса был назначен иеромонах Серафим (Суторихин), окормлять его певчих стал настоятель собора о. Лев. Хором же левого клироса регентовала Вера Киселева, а духовным отцом певчих был архимандрит Варлаам. На допросе 28 февраля 1932 года о. Варлаам так охарактеризовал по следние годы существования братства: «После ареста Гурия Егорова и по следующей его высылки руководство остатками “братства” легло на меня. Общее количество братчиц и братьев к тому времени, т. е. к 1929 году, со ставляло не более 50 человек... Деятельность “братства” в этот период за ключалась в устройстве хоровых спевок и организации хора в Федоровском соборе. Кроме того, осуществлялась помощь высланному духовенству пу тем сбора денег, вещей и отправки посылок... О всей деятельности “брат ства” было известно Льву Егорову, который является настоятелем собора, и без его благословения в храме ничего не могло совершаться. Однако уста новки мои и Гурия Егорова в методах воспитания верующих отличаются от установок Льва тем, что наш с Гурием метод - монашеский, Лев же Егоров, не возражая принципиально против монашества, находит возможным его существование не уходя от современной светской жизни, то есть не меняя светского облика. С 1929 года по настоящее время деятельность нашего “братства” в основном ни в чем не изменилась». Братчица А. С. Борисова на допросе подтвердила существовавшую раз ницу в методах руководства архимандритов Льва и Варлаама. По ее словам, о. Лев призывал членов братства к широкой общественной деятельности, «направленной на внедрение христианства», поэтому предлагал повышать уровень светского образования и «учил сочетать культурную жизнь с вер ностью христианству»: «Этим объясняется то, что члены братства - дети о. Льва - в большинстве или люди интеллигентные, или учащаяся моло дежь». А о. Варлаам, по свидетельству Борисовой, учил внутреннему благо честию (т. е. не призывал к мирской и миссионерской работе) и благотвори тельной деятельности. Таким образом, разница в подходах отцов Льва и Варлаама заключалась прежде всего в том, что первый из них считал необходимым в изменившихся к худшему внешних условиях готовить образованных молодых людей к при нятию тайного монашеского пострига, с тем чтобы они, живя в светской сре де иработая в гражданских учреждениях, боролись за Церковь и несли слово 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz