Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Мученики Александре-Невской Лавры ли в основном в мае - июне 1927 года и серьезно затронули Александро-Не- вское братство. 27 мая агенты ГПУ арестовали архимандритов Гурия иЛьва, за решеткой также оказались архиепископ Гавриил (Воеводин), епископ Григорий (Лебедев), несколько преподавателей и учащихся. Но, в конце концов, «дело Богословско-пастырского училища» развалилось. 19 ноября 1927 года всех арестованных освободили под подписку о невыезде, а через год, 10 ноября 1928 года, дело вообще было прекращено « за недостаточно­ стью компрометирующего материала», а взятые подписки аннулированы. Но все учебные заведения Московской Патриархии к этому времени в Ле­ нинграде (как и по всей стране) уже были закрыты. Из хранящейся в следственном деле секретной переписки ОГПУ видно, что арестованные по «делу Богословско-пастырского училища» были осво­ бождены с расчетом на то, чтобы они включились в набиравшее силу иосиф- лянское движение. Советскому руководству были выгодны любые новые расколы и разделения в Русской Православной Церкви, ослаблявшие ее единство. Поэтому на первых порах власти не препятствовали возникнове­ нию оппозиционного им церковного движения, получившего свое название по имени руководителя - митрополита Ленинградского Иосифа (Петро­ вых). Иосифляне не признавали опубликованную в июле 1927 года деклара­ цию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности Советской власти и отказывались поминать в храмах и эту власть и самого митрополита Сергия. Некоторые из осво­ божденных в ноябре 1927 года стали активными участниками иосифлянско- го движения. Но все руководители Александро-Невского братства едино­ душно остались верны митрополиту Сергию. По их влиянием и практиче­ ски все члены братства за редчайшим исключением не поддержали иосиф­ лян. Эта позиция братских отцов оказала влияние на ситуацию в епархии в целом. Они даже переписывались с руководителями иосифлян, стараясь убедить их в неправильности занятой позиции. С рубежа 1928-1929 годов ситуация, в которой служил о. Лев, суще­ ственно изменилась, быстро стала нарастать волна массовых гонений и ре­ прессий против всех течений Русской Православной Церкви. Начали за­ крываться и церкви при ленинградских подворьях ликвидированных мона­ стырей, хотя официально они уже давно считались приходскими. Так, в апреле 1930 года была закрыта церковь подворья Творожковского мона­ стыря, что стало тяжелым ударом для Александро-Невского братства. Из нее архимандрит Варлаам (Сацердотский) и архиепископ Гавриил (Воево­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz