Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

М. В. Шкаровский ротели, и их взял на воспитание проживавший в Петербурге бездетный дядя Я. С. Селюхин. Со временем Леонид закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем в 1915 году поступил в Ду­ ховную академию и проучился там 3 курса. Одновременно, будучи студен­ том, преподавал словесность в средних ученых заведениях столицы. В 1915 года Леонид был пострижен в монахи Ллександро-Невской Лавры с именемЛев, возведен в сан иеродиакона и иеромонаха (в этом же году при­ нял монашеский постриг с именем Гурий его брат Вячеслав). Уже в 1916 году братья Егоровы (как скоро стали называть в народе от­ цов Гурия и Льва) развили вместе с иеромонахом Иннокентием (Тихоно­ вым) очень интенсивную миссионерскую деятельность среди бедного на­ селения Петрограда. Продолжая ее после Октябрьской революции, иеро­ монахЛев вместе с отцами Гурием и Иннокентием создал 8 марта 1918 года при Ллександро-Невской Лавре молодежный кружок. Теперь миссионер­ ская деятельность трех молодых монахов приняла несколько другие, чем до революции, формы. Они не «ходили в народ», зато народ шел к ним. В част­ ности, в состав кружка вошли многие ученицы Епархиального женского училища. Митрополит Иоанн (Вендланд) писал об этом периоде 1918 года так: «По городу разнеслась слава о “братьях Егоровых”. Однажды отец Гу­ рий представился митрополиту Антонию Храповицкому, которого раньше не знал. Когда он назвал свою фамилию, митрополит воскликнул: “А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых!” В те годы отец Гурий познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном: несколько раз он ездил к Патриарху в Москву по поручениям митрополита Петро­ градского Вениамина. Был такой единственный случай, когда Патриарх Ти­ хон [в мае-июне 1918 года] приехал в Петроград. Митрополит Вениамин представил ему отцов Иннокентия, Гурия и Льва. Патриарх сказал: “Ну, кто же их не знает, Иннокентия, Гурия иЛьва. Их надо выдвигать”» . В январе 1919 года Владыка Вениамин предоставил членам кружка нахо­ дившуюся при его покоях Крестовую Успенскую церковь. А 1 февраля при этом храме и было окончательно образовано существовавшее с 1918 года Александро-Невское братство. Окормление его членов являлось важнейшей частью пастырской деятельности о. Льва. Он служил в лаврской Крестовой церкви, являвшейся центром братской жизни. Позднее, на допросе 27 июня 1922 года, о. Лев указал, что основными целями братства являлись: 1 ) «чисто церковное возрождение церковного богослужебного устава», 2) «борьба с торгашеством в церкви» (отсутствие продажи свечей и просфор, бесплат­ 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz