Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Между мученичеством и повседневностью: советский опыт Итак, мучение как сокровенная основа бытия, мучение как то, чего ждешь, чего боишься, перед чем благоговеешь, мучение, попущением Го­ сподним ставшее конститутивным элементом «обычной» человеческой по­ вседневности, - думаю, в отвлечении от этого фактора невозможно понять того, чем мы располагали в советское время и что мы вместе с ним утратили. Речь, конечно же, не о том, что, мол, люди советской поры непрестанно мучились, не ведали светлых дней, и уж вовсе не о том, будто бы они в боль­ шинстве своем были мучениками или осознавали себя таковыми. Сознавать себя мучеником - вообще сознание дурное, греховное. Речь о восприимчи­ вости и уважении к мученичеству как таковому, речь о всеобщем убежде­ нии, что страдание учит, возвышает человека, что по-настоящему великие вещи обязательно надо выстрадать. Достоевский в этом отношении неожи­ данно оказывается более близким «советскому» взгляду на вещи, чем, ска­ жем, много страдавший на своем веку русский писатель XX века Констан­ тин Воробьев, страстно утверждавший, что возведение страдания « в некую доблесть» являет собою «ложь, всесветный обман». . . 10 Впрочем, вскоре после крушения Советской власти сентенция о том, что «горе человека не красит» и что, прежде всего, «человек должен сделать себе радость при своей жизни»,1 обрела такую степень самоочевидности, о которой горький молчальник Воробьев, надо полагать, и не думал. Исчезновение уважительного отношения к страданию, вообще утрата «горизонта страдания» как формирующего начала повседневного челове­ ческого опыта - быть может, одно из характернейших отличий постсовет­ ского этапа нашего совместного бытия от советского. Относиться к упомя­ нутому отличию можно, конечно, по-разному. Главное, что в этой связи хо­ чется отметить то, без чего все остальное оказалось бы, наверное, прямой неправдой, - это то, что при всех наших нынешних безобразиях один только факт преодоления той страшной и кровавой полосы XX века, которой в ос­ новном был обусловлен доставшийся нам в наследство опыт страдания, уже сам по себе побуждает к позитивному восприятию дня сегодняшнего; это историческое обстоятельство, на мой взгляд, невозможно переоценить. Однако необходимо сказать и о другом. Упразднение «высокого» стра­ дальческого горизонта человеческой жизни легко приводит, как показывает уже нынешний наш опыт, к засилью своекорыстия и гедонизма, а через гедо­ нистическое опустошение души - к популярному воззрению: все «туфта», сиречь симулякры, а те, кто еще чем-то мучается, страдает, - те «лохи». За­ имствуя жаргонизм современной физики, можно сказать, что типичным для 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz