Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

В. А. Малахов ти »6- смирение и жертвенность. Между этими альтернативами мучениче­ ства, замечает исследователь, «древняя Русь сделала свой выбор»;' должно быть, в этом выборе было нечто сквозное, трансисторическое, ибо и в XX веке сколько же людей шло на крестные муки кротко, безоглядно - словами Федотова, даже не в борении « за веру Христову», а просто « в по­ следовании Христу».8 Ныне и присно по кручам Синая, По полю русскому в русское небо, Ни колоска под собой не сминая, Скачут лошадки Бориса и Глеба... Борис Чичибабин Разумеется, в советское время мученики подобного рода (собственно мученики в христианском понимании этого слова) не были и не могли быть на виду. Это, однако, не означает, что они не оказывали на нравственную атмосферу тех лет никакого воздействия. Будучи христианами, нельзя забы­ вать об их молитвенном соприсутствии в нашей тогдашней, пусть внешне и обезбоженной, жизни. Вместе с тем, реальные человеческие связи всегда глубже и богаче тех идеологических схем, которыми их стремятся обуздать власти предержащие. И вот на уровне непосредственных взаимоотноше­ ний, официально как бы не замечаемых, но при этом вездесущих, формиру­ ющих и пронизывающих повседневное бытие всякой человеческой общно­ сти, вполне ощутимым во множестве случаев оказывалось влияние если не собственно мучеников, то, по крайней мере, людей, близких к ним по своему душевному складу, своей человеческой несокрушимости.9 Память детства, семейные предания, старинные альбомы оживляли образы таких людей в сознании их потомков - современников новой советской эпохи. Во-вторых, своих официальных мучеников имел и советский режим. Слово «мученик» в этом контексте я употребляю без кавычек, поскольку речь-то идет о реальных людях, сознательно пострадавших за свои убежде­ ния, - пусть их биографии зачастую и искажались в пропагандистских це­ лях. В высшей степени характерным представляется то, что без опоры на «сонм» (здесь-тоуже кавычки неизбежны) подобных мучеников советский строй, оставаясь собою, обходиться не мог. Поколение за поколением вы­ растало под аккомпанемент рассказов о жертвенных подвигах Пашки Кор­ чагина, Зои Космодемьянской, Александра Матросова... Разумеется, все такие рассказы неизбежно имели своей сверхзадачей утверждение начал 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz