Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Значение мученического подвига. ной изменой и поэтому тяжким преступлением. Но древнехристианские мученики, спокойно перенося гонения и мучения, свидетельствовали пра вителям империи о своем уважении к государственной власти и к ее зако нам. К тому же, мученики также влияли на государство и своим миролюби ем и благочестием, своим покоем, кротостью и смирением. Эти их качества и добродетели замечали и правители в Римской империи. И не только заме чали, но и всматривались в благочестивую жизнь христиан, изучали основы христианской религии и даже предпочитали их язычникам. Показательным в этом отношении был отец Константина Великого Кон станций I Хлор, который в 293-305 годах управлял Галлией, Британией и Испанией как цезарь, а 305-306 был августом, императором западной ча сти Римской империи. Благодаря этому яркому свидетельству христианских мучеников и жизни всей Церкви император Констанций не только хорошо видел, как вера в Иисуса Христа делает христиан нравственно твердыми и любвеобильными людьми, как они, следуя Закону Божию, являются силь ной и крепкой опорой для общества и государства, но он также прекрасно видел на этом фоне христианской жизни своеволие и развращенность языч ников, становящихся безразличными, изменчивыми и даже ненадежными для императора. Поэтому Констанций не только не преследовал христиан, он прямо предпочитал их язычникам и даже часто освобождал язычников, активных идолопоклонников, от государственных должностей и ставил на их места христиан и приближающихся к христианству людей.1 Это предпочтение христианства язычеству в государственном управле нии своего отца с детства прекрасно видел Константин, что помогло ему формироваться христианином, несмотря на трудные обстоятельства его жизни. Константин длительное время был вынужден провести при дворе императоров восточной части Римской империи Диоклетиана и затем Гале- рия в их столице Никомедии, вдали от своих благочестивых родителей. Од нако безнравственность этой среды не только не сломала Константина, а еще более утвердила его в христианстве, помогла ему возрасти в христиан ской чистоте, правде илюбви. Благодаря своим христианским взглядам Кон стантин смог сохранить себя от развращенной среды императорского дво ра, которая «представляла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может доходить человечество, порабощаемое нечистыми, страстными сердечными похотями и впадающее 1 ETZEBIOX EIX TON BION ТОТ МАКАРЮТ KHN ITAN T IO T ТОТ ВАХ1ЛЕПХ. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. I, 16. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz