Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Архимандрит Амвросий (Макар) и искушениями, - и изнемогла крепость лукавства его. Поскольку же преодо левали вы все истязания его, то предпринял враг попытку страхом меча при вести в боязнь ваше мужество, чтобы отреклись вы от Христа, всегда вожде ленного душам боящихся Его. И не знал он, жалкий, что меч его из выи свя тых подвижников изводит обильные источники кровей, и в этих-то потоках кровей святых сам он погибает. Однако же со стыдом сказал силам своим: “Боюсь и робею этой крови, струящейся из выи закалаемых за имя Иисуса Назарянина, потому что друг друга убеждают они умереть за Него. Омрачи ла меня дымящаяся кровь их. Уже не в силах я одного часа или даже мгнове ния противостоять единодушию учеников Христовых. Для меня гораздо луч ше было бы не воздвигать на них царей. Ибо вот, повсюду преследует меня кровь их. Воня (благоухание) этой крови расслабляет мои силы. Не могу ни как и приблизиться к тому месту, где есть кости учеников Иисусовых”» . 1 Однако, несмотря на то, что язычники не понимали христиан, отвергали их, считали их недопустимой сектой, в которой они предаются постыдным делам, как свидетельствует Афинагор Афинский: «Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешениях Эдиповских»2(так представляли себе язычники христианские агапы), христианские мученики все время положительно вли яли на языческое общество своей кротостью и смирением, они просто сия ли перед народом своей любовью, невинностью и благостью. Тертуллиан, видя это неизреченное влияние христианских мучеников на общество Рим ской империи, емко выразился: «Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь мучеников есть семя [христианства]» («Semen est sanguis christianorum»).3 Древнехристианские мученики сильно влияли на сознание не только простого народа, но и на людей образованных, интеллектуальных, на фило софов, которым казалось, что христиане отказались от своей древней куль туры и цивилизации. Мученики показывали им, что они отнюдь не чужды развития человеческого разума, познания, а наоборот, всецело находятся в поиске истины и правды. Римское языческое государство также, не пони мая христиан, преследовало Церковь, потому что она была новым независи мым тайным обществом, к тому же, находящимся в оппозиции к официаль ной религии, противником культа императора, что считалось государствен 1 Преподобный Ефрем Сирин. Похвальное слово мученикам. Творення, том 2. 2 La supplica in favore dei i cristiani, 3. 3 Апология, 50 / / Тертуллиан. Творения. Киев, 1912. Ч. 2. С. 50. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz