Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Архимандрит Амвросий (Макар) и искушениями, - и изнемогла крепость лукавства его. Поскольку же преодо­ левали вы все истязания его, то предпринял враг попытку страхом меча при­ вести в боязнь ваше мужество, чтобы отреклись вы от Христа, всегда вожде­ ленного душам боящихся Его. И не знал он, жалкий, что меч его из выи свя­ тых подвижников изводит обильные источники кровей, и в этих-то потоках кровей святых сам он погибает. Однако же со стыдом сказал силам своим: “Боюсь и робею этой крови, струящейся из выи закалаемых за имя Иисуса Назарянина, потому что друг друга убеждают они умереть за Него. Омрачи­ ла меня дымящаяся кровь их. Уже не в силах я одного часа или даже мгнове­ ния противостоять единодушию учеников Христовых. Для меня гораздо луч­ ше было бы не воздвигать на них царей. Ибо вот, повсюду преследует меня кровь их. Воня (благоухание) этой крови расслабляет мои силы. Не могу ни­ как и приблизиться к тому месту, где есть кости учеников Иисусовых”» . 1 Однако, несмотря на то, что язычники не понимали христиан, отвергали их, считали их недопустимой сектой, в которой они предаются постыдным делам, как свидетельствует Афинагор Афинский: «Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешениях Эдиповских»2(так представляли себе язычники христианские агапы), христианские мученики все время положительно вли­ яли на языческое общество своей кротостью и смирением, они просто сия­ ли перед народом своей любовью, невинностью и благостью. Тертуллиан, видя это неизреченное влияние христианских мучеников на общество Рим­ ской империи, емко выразился: «Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь мучеников есть семя [христианства]» («Semen est sanguis christianorum»).3 Древнехристианские мученики сильно влияли на сознание не только простого народа, но и на людей образованных, интеллектуальных, на фило­ софов, которым казалось, что христиане отказались от своей древней куль­ туры и цивилизации. Мученики показывали им, что они отнюдь не чужды развития человеческого разума, познания, а наоборот, всецело находятся в поиске истины и правды. Римское языческое государство также, не пони­ мая христиан, преследовало Церковь, потому что она была новым независи­ мым тайным обществом, к тому же, находящимся в оппозиции к официаль­ ной религии, противником культа императора, что считалось государствен­ 1 Преподобный Ефрем Сирин. Похвальное слово мученикам. Творення, том 2. 2 La supplica in favore dei i cristiani, 3. 3 Апология, 50 / / Тертуллиан. Творения. Киев, 1912. Ч. 2. С. 50. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz