Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Архимандрит Амвросий (Макар) вместе с тем, этот образ мученической кончины свидетельствует и о ничтожности и превратности грешного мира сего, лежащего во зле и беззако нии, о его ненависти к свету правды, истины и любви. В мученическом подвиге христиан речь шла о свете и тьме, об истине и лжи, о любви и эгоиз ме, о святости и грехе, что, естественно, ярко сви детельствовало о силе и непреодолимости света, о немощи тьмы перед светом Христовой правды, любви и истины, как об этом говорит святой апо стол и евангелист Иоанн Богослов: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). По этому святые мученики, продолжая апостольское служение несения света и истины в сей мир тьмы и лжи, смиренно и кротко переносили гонения, преследования и все мучения, помня о непреодолимо сти Церкви, о чем Сам Господь заповедал Своим ученикам: «Создам Цер ковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). Христианские мученики не только помнили это учение Христово о Церкви, о ее силе и непобедимо сти, но и видели в своей жизни, как немощны зло и ненависть мучителей и как силен Господь в Своей Церкви и в их мучениях. Они видели, сколь не сравнимо благо вечной жизни с временными, тленными, преходящими бла гами века сего, как они ничтожны и мрачны в сравнении с величием, славой и светом будущей жизни, ибо мученики жили уже не в мире сем, а на небе сах, со Христом Спасителем, подобно апостолу Павлу, как он сам об этом свидетельствует: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). И святые мученики не только видели эту несравнимость благ двух противо положных друг другу миров, но своим спокойствием, кротостью и смире нием свидетельствовали языческому миру о том, как ничтожны блага мира сего и как величественно сокровище мира небесного, вечного. Это свидетельство было настолько ярко и неизреченно, что прекрасно вы ражалось в парадоксе самого мучения: мученики, терпевшие страшные, нео- писуемые муки и страдания, всегда сияли радостью и красотою своей кроткой и смиренной души, а мучители, которые издевались над мучениками, над сво ими жертвами, пребывавшими полностью в их руках, были мрачными и пе чальными, злостными и ненавистными, вместо того, чтобы радоваться победе в умерщвлении жертв. Мучители печалились потому, что не могли победить Св. мученица Иулия на кресте. Худ. Макс Габриэль Корнелиус (1902 г.) 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz