Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Значение мученического подвига сте с тем, мученичество - это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первооб­ раз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать ([греч.] ^артирг]ста)) об истине” (Ин. 18, 37 )».' Действительно, Христос Спаситель пришел в этот мир, чтобы просве­ тить его, чтобы спасти его от мрака неведения и греха, чтобы ввести людей в свет ведения и истины. Он умер на Кресте, Воскрес и создал Свою Цер­ ковь на земле для того, чтобы выводить людей из тьмы печали и отчаяния в свет радости и надежды. Как Сам Господь этому служил Своей пропове­ дью и крестной смертью, так Он послал и Своих учеников апостолов (греч. алосгтоХод - посол, посланник, от глаг. посылать, греч. аттосхтеХХо)) продол­ жать это служение. Поэтому святые апостолы не только просвещали иудей­ ский и языческий мир проповедью Евангелия, они все также претерпели гонения, преследования и мучения от восставших против их проповеди иу­ деев и язычников, и затем все они запечатлели свою проповедь мучениче­ ской смертью, кроме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Об этом проповедническом подвиге святых апостолов, завершивших свою жизнь мученической кончиной, ярко свидетельствует уже смерть первомученика святого апостола и архидиакона Стефана, который не только, уподобляясь Иисусу Христу, смиренно и кротко принял мученическую смерть от иудеев, побивших его камнями (см.: Деян. 7, 57-59), но и, подобно Спасителю, про­ сившему у Отца Небесного прощения Своим распинателям: «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк, 23, 34), первомученик также обратился к Богу, прося прощения греха своим убийцам: «Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7, 60).2 Смерть святого апостола Стефана была не просто первым мучениче­ ским подвигом в просветительском служении апостолов. Святая кончина первомученика ярко свидетельствует о существе мученичества Христовых последователей, о величии этой кончины, о силе и непреодолимости свиде­ тельства мучеников, об их небесности, надмирности, неотмирности. Но, 1 Мученик. Открытая православная энциклопедия «Д рево»: http://drevo-info.ru/articles/1068. html; см: Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов, http://azbyka.ru/tserkov/ svyatye/zhivov_agiografia_lgS_all.shtml; Епископ Балашихинский Николай. Иконография святых мучеников: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/64/1321. : Поэтому Евсевий Кесарийский пишет, что мученики «охотно отдавали звание мученика Христу, верному», и свидетельствовали о себе: « А мы просто исповедники ничтожные», см.: Евсевий Памфил. Церковная история. Книга пятая, 2, 3. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz