Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Значение мученического подвига. не только тяжелым и непростым, но и требовал, конечно, трудной иупорной борьбы. Ибо мир греха, страстей и гордости, царство диавола и тьмы проти востояло всеми своими силами проповеди Евангелия, сопротивлялось рас пространению Церкви, всячески препятствуя вхождению в сердца человече ские света Христова и Божьей истины. Зло, ложь, гордость и страсти царства земного настолько ополчались против апостолов, проповедников правды, смирения и послушания Богу, против Царства Божьей благодати и любви, что уже в апостольское время воздвигали жестокие преследования и гоне ния, поднимая бурю против Церкви Христовой, с надеждой расправиться с ней и прекратить ее распространение, разбить ее и уничтожить. Но пророческие слова Христа Спасителя о сохранении Его Церкви сре ди всех испытаний: «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), вдохновляли христиан-мучеников. И они, веря, что Господь не даст миру сему посрамить Церковь, претерпевали все гонения и мучения до конца, полагаясь на Само го Христа Бога в своих мучениях. И благодаря этой силе Божественной бла годати, подаваемой Господом мученикам, они не только выдержали свои мучения, но и посрамляли мучителей и диавола, поддерживаемого их в этих злодеяниях, как поем мы в общем тропаре мученикам: «Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленный от Тебе, Бога наше го, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша». Подвиг мучеников - это воистину одно из самых величественных служе ний в Церкви Христовой, его действительно невозможно даже описать, вы разить словесно и даже воспеть, прославить его у нас нет достаточных воз можностей, настолько это богатый и неизреченный образ. Святой Ефрем Сирин, начиная описание мученического подвига, чувствуя его величие и непостижимость и, вместе с тем, видя свою немощь и неспособность пе редать величие этого подвига письменно, говорит: «Малосмысленный, не ученый и ничего не стоящий человек намеревается написать и выставить всем напоказ прекрасную, величественную и привлекательную картину, то есть рассказать о подвиге святых мучеников; в то же время нет у него и кра сок, достойных такой картины, и персты его неспособны даже этой картине дать совершенное начертание. Как же он, ничтожный и неискусный, осме ливается написать картину, которая выше маломощных сил его?»1 Однако христианское мученичество не было лишь свидетельством в мире Преподобный Ефрем Сирин. Похвальное слово мученикам. Творения, том 2. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz