Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Архимандрит Амвросий (Макар) сильно извратил свою природу грехом, что ни сам он, ни ангелы Божии не могли помочь ему спастись, преодолеть грех, восстановить в нем образ Бо­ жий и возвратиться в утерянный им рай. Только Сам Бог мог совершить спасение человека от греха, беззакония и смерти, ибо «требовалось не ме­ нее как воссоздать человека»,1что мог совершить только Сам Творец, соз­ давший человека, как учит святитель Афанасий Великий: «После того, как через преступление люди подверглись порче природы и лишились благода­ ти, чему другому надлежало быть, или кто потребен был для восстановления их, как не Бог Слово, создавший вначале все из ничего?»2 Поэтому мученики своими мучениями и смертью свидетельствуют миру сему, что Господь Иисус Христос Сын Божий, сошедши с небес, воплотив­ шись от Духа Святого иМарии Девы и вочеловечившись, проповедал Еван­ гелие людям на земле, был распят на Кресте и, как учит апостол Павел, «умер за грехи наши, по Писанию», был погребен, воскрес в третий день (см.: 1 Кор. 15,3-4) и, вознесшись на небо, ниспослал от Отца Духа Святого на Своих учеников и апостолов (см.: Деян. 2 ,22-33), создал Церковь святую, которая есть Его тело и Он ее Глава (см.: Кол. 1, 18, 24). Об этом христианские мученики свидетельствуют - о создании Церкви Христовой, не земной, а небесной, или, как говорит святитель Герман, па­ триарх Константинопольский: «Церковь есть земное небо, где небесный Бог живет и движется».3 То есть святые мученики свидетельствуют сему миру, что на земле кроме земного царства есть и Небесное Царство. Имен­ но в этом и состоит смысл первых слов Христовой проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17; ср.: Мк. 1, 15), с которы­ ми обратился к людям уже Предтеча Господень Иоанн, предваряя евангель­ скую проповедь Христа Спасителя. 1 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 1883. С. 12. 2 De incarnat. Verbi Dei, n. 7; ср.: «Надлежало быть одному из двух, - говорит святой Прокл Константинопольский, - или все, вследствие приговора, подвергнутся смерти, потому что все согрешили; или принести взамен такую цену, за которую всякое осуждение было бы отменено. Но человек не мог спасти себя, потому что он-то и подлежал долгу за грех. Не мог спасти рода человеческого и Ангел: потому что был недостаточный к такой цене. Итак, надлежало, чтобы безгрешный Бог умер за согрешивших: это только оставалось врачевство от зла» (In laud. S. Virg. Orat. l); «Б о г Слово, единый человеколюбивый, является посредником между Богом и людьми, становится послушным Духу, врачует наше непослушание принятием того, что подобно нам и от нас, и делается для нас примером послушания, без коего невозможно получить спасение» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. III, гл. 1). 3 St. Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy (the Greek text with English translation). New York, 1984. P. 56. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz