Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Д. А. Ермолаев белые просто решили изолировать Попова как ненадежный элемент и вовсе не собирались его расстреливать. Впрочем, конвоировавшие о. Анатолия сербы могли этого и не знать. В Соловецком монастыре умбский священник пробыл около двух меся­ цев. Его делом заинтересовался Мурманский краевой совет, члены которого были возмущены самим фактом ареста русского священнослужителя без со­ гласования с ними.1Попова освободили. «Спустя год, - пишет он в «Испо­ веди», - я снова был арестован карательным отрядом полковника Судакова2 по обвинению меня в скрытии инсургентов (то есть красных партизан. - Д. £.), хранении оружия и в задержке мобилизованных солдат, но фактиче­ ских данных для состава преступления не оказалось, поэтому я вскоре был освобожден».3 Казалось бы, при столь «революционной» биографии ничто не мешало отцу Анатолию после окончательного установления в 1920 году на Коль­ ском полуострове советской власти порвать с «религиозным дурманом» раз и навсегда. Но последние искры веры еще жили в нем и он «не освобо­ дился окончательно от религиозных предрассудков, поэтому продолжал быть священником».4Однако спустя еще несколько лет все пришло к логич­ ному и очень печальному с христианской точки зрения итогу. «Мои религи­ озные предрассудки постепенно и верно шли на убыль, - описывает Попов свое душевное состояние, - а платоническая любовь к прихожанам, почти утратившим классовое самосознание и вставшим чуть ли не в оппозицию к Советской власти, настолько сократилась, что между мной и приходом стало возникать некоторое средостение».5В 1924 годуАнатолий Анатолье­ вич Попов во всеуслышание объявил о сложении с себя священного сана. «Та часть мозга, куда складывалась возможность чудесного, у меня сгоре­ ла, - разъяснял он, - и все стало ясно и светло, как полярное майское солнце».6 Конечно, полностью доверять сделанному им жизнеописанию нельзя. Бывший умбский священник стремился «революционизировать» соб- 1 ГАМО. Ф. Р-920. On. 1. Д. 2. Л. 9,37. 2 Судаков Иван Филиппович, подполковник, начальник Иокангской военной тюрьмы, отличал­ ся жестокими методами содержания заключенных. Осенью 1919 года командовал Отрядом особого на­ значения, проводившим мобилизацию и успешно боровшимся с красными партизанскими отрядами на Терском берегу Белого моря. 3 ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1.Д. 179. Л. 177-177 об. 4 Там же. Л. 177 об. Там же. Л. 179. Средостение - здесь: преграда, препятствие, мешающее общению двух сторон. 6 ГАМО. Ф. Р-88.0п. 1. Д. 179. Л. 170. 36 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz