Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Две судьбы - два пути Попов утверждает, что «теоретически к пролетарской революции совер­ шенно не был готов (то есть не владел теорией большевизма. - Д. £.), но практически за благо трудящихся всего мира с удовольствием жизни своей не щадил, потому что я чувствовал, что пролетарий - соль земли, и я ему ревностно помогал завоевать власть».1 Большевистские настроения умбского священника подтверждаются фактом его ареста во время интервенции 1918-1919 годов. Случай по- своему уникальный - ни белые, ни союзники священнослужителей не пре­ следовали. Но тут ситуация особая: отец Анатолий вел активную антибело- гвардейскую пропаганду. В результате комендант Кандалакшского района полковник Стуколкин по телеграфу обратился к командовавшему союзны­ ми силами в Кандалакшско-Кемском районе британскому полковнику Мар­ шу с просьбой «распорядиться об аресте священника прихода Умбы о. Ана­ толия Попова и об отправке его на жительство в Соловецкий монастырь без права возвращаться обратно впредь до особого распоряжения».2 1 июля 1918 года Попов был арестован. «Меня обвиняли, - сообщает он, - в боль­ шевизме и противосоюзнической агитации, за что, согласно распубликован­ ному объявлению, я подвергался расстрелу».3Однако расстреливать его не стали, и сербский офицер, руководивший командой конвойных солдат, со­ общил об ожидающей о. Анатолия отправке на Соловки. Как же отреагиро­ вал умбский православный священник (пока еще православный, пока еще священник) на это известие? «Монастыря я почему-то всегда боялся, - от­ мечает Попов, - поэтому я моментально стал проситься на Печенгский фронт рыть окопы. Офицер саркастически улыбнулся, ничего не ответил».4 Уже на Соловках, представляя о. Анатолия братии монастыря, сопровождав­ ший его серб сказал: «Этот священник за большевизм и агитацию англий­ ским и французским штабами был приговорен к расстрелу, но мы - сербы, народ православный, из уважения к русскому православному духовенству исходатайствовали ему помилование». Обратившись затем к Попову, серб добавил: «Живи и молись».5 Рассказ умбского священника здесь, как ви­ дим, вступает в противоречие с процитированной телеграммой коменданта Кандалакшского района полковника Стуколкина, из которой следует, что 1 ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1.Д. 179.Л. 173 об. 2 ГАМО. Ф. Р-920. On. 1. Д. 2. Л. 1. 3 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 179. А. 174 об. 4 Тамже. Л. 175 об.-176. 5 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 179. Л. 176 об. 359

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz