Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Две судьбы - два пути Попов утверждает, что «теоретически к пролетарской революции совер шенно не был готов (то есть не владел теорией большевизма. - Д. £.), но практически за благо трудящихся всего мира с удовольствием жизни своей не щадил, потому что я чувствовал, что пролетарий - соль земли, и я ему ревностно помогал завоевать власть».1 Большевистские настроения умбского священника подтверждаются фактом его ареста во время интервенции 1918-1919 годов. Случай по- своему уникальный - ни белые, ни союзники священнослужителей не пре следовали. Но тут ситуация особая: отец Анатолий вел активную антибело- гвардейскую пропаганду. В результате комендант Кандалакшского района полковник Стуколкин по телеграфу обратился к командовавшему союзны ми силами в Кандалакшско-Кемском районе британскому полковнику Мар шу с просьбой «распорядиться об аресте священника прихода Умбы о. Ана толия Попова и об отправке его на жительство в Соловецкий монастырь без права возвращаться обратно впредь до особого распоряжения».2 1 июля 1918 года Попов был арестован. «Меня обвиняли, - сообщает он, - в боль шевизме и противосоюзнической агитации, за что, согласно распубликован ному объявлению, я подвергался расстрелу».3Однако расстреливать его не стали, и сербский офицер, руководивший командой конвойных солдат, со общил об ожидающей о. Анатолия отправке на Соловки. Как же отреагиро вал умбский православный священник (пока еще православный, пока еще священник) на это известие? «Монастыря я почему-то всегда боялся, - от мечает Попов, - поэтому я моментально стал проситься на Печенгский фронт рыть окопы. Офицер саркастически улыбнулся, ничего не ответил».4 Уже на Соловках, представляя о. Анатолия братии монастыря, сопровождав ший его серб сказал: «Этот священник за большевизм и агитацию англий ским и французским штабами был приговорен к расстрелу, но мы - сербы, народ православный, из уважения к русскому православному духовенству исходатайствовали ему помилование». Обратившись затем к Попову, серб добавил: «Живи и молись».5 Рассказ умбского священника здесь, как ви дим, вступает в противоречие с процитированной телеграммой коменданта Кандалакшского района полковника Стуколкина, из которой следует, что 1 ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1.Д. 179.Л. 173 об. 2 ГАМО. Ф. Р-920. On. 1. Д. 2. Л. 1. 3 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 179. А. 174 об. 4 Тамже. Л. 175 об.-176. 5 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 179. Л. 176 об. 359
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz