Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Две судьбы - два пути Запрос в Умбский волостной комитет РКП(б) относительно Анатолия Попова * Умбскому Возкому РКП /б /. ^ i f енкРЕТнб. "~JW Б вид вочиуждеиного быв.священником с.Умбн ДО1ЮВЫМ Анатолием ходатаАства о вос­ становлении ого в правах гражданства, просьба да^-явключение ^олкома по данному вопросу.- S*V-J /• • • Начальник Административного Гтдела 'чУРманекого i убиспо '.кома - Начазьи.» 5'илицич Губерния: / А . К Я П Е Р / ’■‘а-в.Ябщпм П /О т д ^ го и : * /КРИП Ь ЯН /. с политическим ссыльным Константином Смирновым ичтение нелегальной литературы. Попутно рассказывает, как «чтобы приобрести подметки для сапог, пришлось украсть Библию из семинарской библиотеки и променять ее на подметки».1Что ж, большое, как известно, начинается с малого, и, воз­ можно, первый шаг к отречению от веры был сделан уже тогда. Окончив семинарию, Попов стал священником и в 1898 году был на­ правлен в умбский приход Архангельской епархии.2Принятие сана он, как ни странно, мотивировал заботой... о благе народа: «Мог лия в таком юном возрасте, когда поступал священником, выработать твердые религиозные убеждения? Разумеется, нет! Я был отчаянным скептиком!! Тем не менее, я не нашел в себе особенных противоречий и хотя иезуитски, но с спокой­ ной совестью я зашел в ту организацию, которую признавал ложной и вред­ ной, но удобной для целей самообразования и просвещения масс. Послед­ нее было, пожалуй, на первом плане, и ряса делу развития народа придавала больший вес».3 В чем же заключалось, с его точки зрения, просвещение и развитие на­ родных масс? В «Исповеди» Попов прямо указывает, что не обращал ника­ кого внимания на догматическую сторону христианства и в душе не принад­ лежал ни к одной христианской конфессии. «Я , - поясняет он, - открыто говорил народу, особенно во время революции, так: если Христос гнал пле­ тью торгашей из церкви, то мы, его последователи, с винтовкой в руках 1 Там же. 2 ГАМО. Ф. И-17. On. 1. Д. 232. А. 171. 3 ГАМО. Ф. Р-88. Оп.1 Д. 179. А. 171. 357

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz