Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Д. А. Ермолаев Отречение от веры, отречение от сана - всегда трагедия. В июне 1925 года бывший священник умбского прихода АнатолийАнатольевич По пов направил в Мурманский губернский исполком и губернскую милицию ходатайство о восстановлении его в гражданских правах, которых он пре жде был лишен как духовное лицо.1На последовавший затем секретный за прос начальника административного отдела Мургубисполкома А. Меллера и начальника милиции Мурманской губернии Р. Кришьяна в Умбский во лостной комитет РКП (б) поступил ответ, что восстановление в правах «возможно, ибо таковой ни в чем предосудительном замечен не был, анти советской агитацией также не занимался. Кроме того обременен большим семейством и средства для существования добывает рыбным промыслом».2 При рассмотрении ходатайства Попова органы власти анализировали, в том числе, присланные им документы, подтверждавшие его окончательный раз рыв « с проклятым прошлым». Среди них находилось и составленное По повым многостраничное повествование, озаглавленное «Моя исповедь». Показательно, что «исповедовался» бывший умбский священник перед светскими властями, а каялся исключительно в «грехе» Православия, с ко торым, если ему верить, боролся едва ли не всю сознательную жизнь. Как бы то ни было, его «Исповедь» - по-своему уникальна, поскольку позволяет поэтапно проследить путь, приведший к столь печальному, с точки зрения верующего человека, итогу «Я родился в 1875 году в захолустном городишке Архангельской губер нии Мезени, - сообщает бывший священник. - Отец мой был маленький многосемейный чиновник таможни. По скудости средств родители опреде лилименя в архангельскую бурсу (Духовное училище) » . 3По окончании учи лища Попов поступил в Архангельскую Духовную семинарию. Подчеркивая, что уже тогда был в какой-то степени оппозиционен царизму иПравославию, он описывает свое полуголодное существование на 4 рубля в месяц, дружбу 1 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 179. Л. 154-155. Конституция РСФСР 1918 года статьей 65 лиша ла духовенство избирательного права, провозглашая, что «н е избирают и не могут быть избранными... монахи и духовные служители церквей и религиозных культов». Аналогичную статью содержала и Кон ституция РСФСР 1925 года. Представители духовенства и другие пораженные в правах лица не имели возможности «занимать ответственные должности, быть заседателями в народном суде, защитниками на суде, поручителями, опекунами. Они не получали пенсию и пособие по безработице. Им не позволялось вступать в профсоюзы, не выдавались продуктовые карточки либо же выдавались по самой низшей кате гории. Их дети были лишены возможности учиться в старших классах и получать образование в ВУЗах. Вместо призыва в армию их сыновья зачислялись в так называемое «тыловое ополчение». 2 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 179. Л. 153. 3 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 179. Л. 170. 356
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz