Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Две судьбы - два пути лом венчике из роз впереди Иисус Христос», разделяли тогда многие. При меры подобного рода были и в истории Кольского Севера. Так, весть о паде нии самодержавия, об отречении императора Николая II в Кандалакше встретили... благодарственным молебном. «Ко мне пришла группа служа щих, - вспоминал участник строительства Мурманской железной дороги, большевик с 1904 года Н. Д. Курасов, - и заявила, что желает отпраздновать революцию молебном... На молебен и митинг собралось до трех тысяч че ловек, церковь не могла вместить всех, и молебен был под открытым небом. Служили молебен два попа, железнодорожный и сельский».1А вот не нуж дающийся в комментариях текст телеграммы, отправленной 5 мая 1918 года революционными мурманскими матросами в адрес столь же революцион ной организации - Центрального комитета Мурманской флотилии: «Воис тину воскресе! Моряки линейного корабля «Чесма» приветствуют Цен тральный комитет (Мурманской флотилии. - Д. Е .) и своих выборных со Светлым Христовым праздником ижелают Вам успеха во всех началах, про возглашенных Истинным Борцом за освобождение угнетенных».2И даже в 1920 году, после окончательного установления на Кольском полуострове Советской власти, мурманчане приносили в редакцию местной газеты ста тьи революционного содержания с подписью: «Глас вопиющий мурман ской пустыни»3и стихи, в которых утверждали: За грехи мы были из России увезены И на полтора года в Мурманск к белым осуждены .4 Однако с течением времени нетерпимость большевиков к религии во обще и к Православию в частности становилась все более очевидной. В этих условиях человек, открыто исповедующий православную веру, становился изгоем общества и заведомо обрекал себя на гонения. Вера каждого христи анина, таким образом, подвергалась испытаниям, выдержать которые смог ли не все. Случалось, люди, «по определению» призванные нести в мир свет Христовой Истины, отказывались от своего служения, а «обычные» хри стиане являли примеры стойкости убеждений и верности Христу. Подтвер ждением тому служат судьбы, о которых я пишу. 1 Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев. Мурманск, 2006. С. 159. : Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. Р-130. On. 1. Д. 36. Л. 319. 3 Эта подпись отсылает нас к библейским текстам Ветхого и Нового Заветов. В Книге пророка Исаии говорится: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему» (Ис. 40, 3). В Евангелиях «гласом вопиющего в пустыне» именуются Иоанн Креститель и его призывы (см., например, Ин. 1, 23). 4 Государственный архив Мурманской области (далее ГАМО). Ф. Р-57. On. 1. Д. 1. Л. 40. 355
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz