Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Святитель Владимир - первый новомученик в архиерейском сане высказал критические замечания, касающиеся Г. Е. Распутина. Считается, что этот разговор вызвал недовольство императрицы Александры Федоров ны. Вскоре последовал указ о переводе митрополита Владимира в Киев. Од нако, получив новое назначение, митрополит, как первоприсутствующий в Синоде, большую часть времени продолжал проводить в Петрограде. В апреле 1917 года по указу Временного правительства он был освобож ден от синодальных обязанностей и вернулся в Киев. Октябрьский переворот вызвал нестроения в церковной жизни на Укра ине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд образовал само стоятельное управление и призвал к созданию независимой украинской Церкви. Выступая против неканонических действий по образованию автокефа лии, митрополит Владимир призывал препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. 19 января 1918 года начавшаяся 1-я сессия Всеукраинского церковного собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной армии, которая вскоре заняла город. Вечером 25 января (7 февраля) вооруженная группа в количестве примерно 5 человек произвела обыск в покоях митрополита, а затем увела его за пределы Лавры. Примерно в километре от нее священ- номученик был расстрелян. Утром следующего дня тело нашли прохожие. На месте расстрела был установлен крест [7]. В разных источниках широко цитируются обстоятельства и даже детали последних часов и минут жизни святителя. Самой известной и вошедшей в канон подробностью является благословение, которое архипастырь дал своим убийцам перед смертью [8]. Широко известен документ - акт освидетельствования тела, который также подтверждает благословение во время расстрела : « . . . пальцы правой руки сложены для крестного знамения» [9]. Как нам удалось установить, первоисточником многих других подроб ностей является книга профессора Киевской Духовной академии протоие рея Феодора Титова «Венок на могилу Высокопреосвященного Митропо лита Владимира», изданная в 1918 году. Это собрание свидетельств, собран ное по горячим следам от очевидцев событий, имевших отношение к убий ству [10]. Однако и ранние исследования, и более поздние, и работы последнего времени не дают точного ответа на вопрос, какие политические силы стоят за убийством митрополита Владимира. Научный сотрудник отдела истории 343
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz