Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Святитель Владимир - первый новомученик в архиерейском сане уезда Тамбовской губернии. Образование получил в духовном училище и в семинарии Тамбова. Окончил с отличием церковно-практическое отде­ ление Киевской Духовной академии. Вернулся преподавателем в родную семинарию и вскоре женился. Преподавал в течение 7 лет. Исследователь Мария Дегтярева отмечает, что « . . . с принятием сана он не спешил. На этом отрезке его жизни нет ни стремления поскорее утвердиться, ни ярких про­ явлений данных ему способностей» [4]. В 1882 году Василий Богоявленский был рукоположен во иерея и назна­ чен благочинным церквей г. Козлова (Мичуринск) и настоятелем Троицкой церкви. Однако его семейное счастье не продолжалось и десяти лет. От ту­ беркулеза умирает жена, а следом за ней - единственный сын. Василий Богоявленский принимает иноческий постриг с именем Влади­ мир, на следующий день его возводят в сан архимандрита. Несколько лет он служит в Новгородской епархии, затем в течение 1891-1892 годов - на Са­ марской кафедре. Это было трудное время, ознаменовавшееся эпидемией холеры и неурожаем. Святитель, не щадя себя, противостоял беде: «...для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, пер­ вый пошел к народу с крестом в руках» [5]. Впоследствии святитель Владимир называл короткий самарский период лучшим в жизни. Можно предположить, что именно тогда он испытывал полноту жизненных сил, получал признательность и благодарность за свою самоотдачу от общества и был избавлен он наветов и клеветы, с чем ему при­ шлось столкнуться позже, в частности, в Грузии. Последующие годы с октября 1892 года в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталин- ского и Кахетинского. Исследователи отмечают, что на всех этапах он проявил себя прежде все­ го как проповедник, а затем и администратор, организатор, сфера деятель­ ности которого всегда выходила за рамки церковного двора. Святитель Владимир развивал внебогослужебные беседы священников с паствой. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство. В Тифлисе архиерейучредилдуховно-просветительское миссионер­ ское братство, объединившее образованное духовенство епархии и мирян. После Грузии начинается московский период. Владимир выполняет обя­ занности митрополита Московского и Коломенского в течение 1898- 1912 годов. Это самый длинный срок его служения, охватывающий 14,5 лет. Здесь раскрылись его разносторонние дарования. На новом поприще он за­ 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz