Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Г. И. Поникаровский крестьянин ПавелАлександров Ногин. В приходе числится 43 деревни с на селением 4681 чел. У исповеди и причастия не было 89 человек» (13). После событий 1917 года церковь продолжала оставаться действующей, но священник Вотчинский Николай Андреевич в 1918 году был лишен из бирательных прав (14). При этом он продолжал выполнять возложенные на него пастырские обязанности. Председатель райисполкома в переписке с представителем Утмановско- го сельсовета указывает: «Свободное исполнение установленных обычаев, религиозных обрядов не должно встречать препятствий с Вашей сторо ны . . . » (15). В начале 30-х годов, во время коллективизации, религия на селе подлежа ла решительному искоренению. Это можно понять из ответа председателя Утмановского сельсовета на запрос пред РИКа от 31/У111 1934 года о ко личестве и весе колоколов утмановской Ильинской церкви: «Всего колоко лов 9 шт., вес их 484 пуда 34 фунта: 1) 308 пуд 20 ф.; 2) 103 пуда; 3) 42 пуда; 4) 24 пуда 34 ф.; 5) по 30 ф. - 2 шт.; 6) по 20 ф. - 2 шт... Подпись» (16). К началу 1935 года церковь была закрыта, но священник Вотчинский Ни колайАндреевич исполнял свои обязанности вне храма до сентября 1937 го да. 23 октября 1937 года он был арестован по обвинению в «контрреволю ционной агитации... Ходатайствовал об открытии церкви и препятствовал ее разрушению», 23 октября 1937 года заключен в ИТА (исправительно-тру довой лагерь) на 10 лет. В 1989 году реабилитирован посмертно (17). Решением Подосиновского РИК в январе 1938 года церковь и торговые ряды были отданы под Утмановскую машинно-тракторную станцию (18). Первым делом новые хозяева срезали все кресты. На мой вопрос, заданный Николаю Николаевичу Боровскому, который с 1943 года работал здесь то карем, куда же делись кресты и часть кованых решеток ограды, ответил: «И з железа точили болты, гайки, изготовляли другие детали, а так как ме талл был мягкий, то детали подвергали закалке в кузнице, а кирпич ограды растащили кто куда». Святыни, все документы и книги увезли в устье р. Шеньга и там сожгли на костре. По воспоминаниям Ивана Михайловича Печенкина, 1890 года рождения, перед самым началом советско-финской войны (30.11.1939— 12.03.1940) сбросили большой колокол, и чтобы вытащить его, пришлось прорубить узкие проемы колокольни, следы этих усилий видны до сих пор. Очевидец данного события Валерий Иванович Печенкин, 1919 года рожде ния, рассказывал: «Руководил приехавший из Питера какой-то мужчина. 316
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz