Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Служение Церкви, исповеднический и мученический подвиг священника Павла Флоренского Флоренский с С. Булгаковым и М. Новоселовым сейчас я бы предпочел, кажется, чтобы в алтаре вместо лобызаний и покло нов было откровенное “мордобитие”... » 1 Такого рода свидетельства показывают, как тяжело переживал Флорен ский окружающую обстановку лицемерия и почти всеобщего обмирщения, в которой его собственные (твердые и непреклонные) усилия по раскры тию подлинной сути Церкви и церковной жизни превращались в ежеднев ный подвиг исповедничества. Флоренский был, по всей видимости, первым, кто оценил важное значе ние широко известной теперь беседы преподобного Серафима «О цели христианскойжизни» (запись этой беседы была найдена в бумагахН. А. Мо- товилова и впервые опубликована в 1903 году). В ней преподобный Сера фим начинает с рассказа о том, как все усилия Мотовилова узнать духовную суть христианства разбивались о камень того, что можно назвать христиан ством «бытовым», приземленным. Ходи в Церковь, - отвечали ему, - мо лись, твори заповеди, а если хочешь знать, зачем все это нужно, то это уже - «небогоугодное любопытство». Преподобный Серафим, как известно, об личил таких учителей церковной жизни, среди которых были, как сказано в беседе, и «высшие духовные особы». «Они не так говорили, как бы следо вало», - свидетельствует преподобный Серафим и далее объясняет, что все это - хождение в церковь, творение молитв, милостыни и т. д. - лишь необ- 1 Переписка священника П. А. Флоренского со священником С. Н. Булгаковым. Томск, 2001. С. 48-49. 303
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz