Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Н. Н. Павлюченков Далее о. Павел перечисляет, что именно не нравится критикам в его кни ге. Это - шрифт, язык, употребление философских терминов и т. п. И здесь он совершенно прав. Можно отметить, что он не услышал в свой адрес дей ствительно конструктивной богословской критики; даже полемика с софи- ологией началась, как известно, не в связи с концепциями Флоренского, а вследствие деятельности о. С. Булгакова уже в 1920-е-1930-е годы в эми грации. Почти все обвинения были (и во многом остаются до сих пор) пре имущественно мелочными и эмоциональными. «Я вижу, - пишет далее о. Павел, - что люди, [прямо или косвенно] отрицающие не только положе ния Православия, но и Самого Христа, но соблюдающие при этом извест ный семинарский этикет, благополучны; а другие, нарушившие этикет или, точнее, живущие по этикету иной среды, хотя и искренно признают церков ность, на каком-то подозрении. Скажу о себе. Я имел возможность быть профессором по любимой мною математике; имел и другую возможность - заниматься богословием за границей (мой отец почти требовал этого и оби делся на меня за академию). Если я отказался от всего этого и, избрав акаде мию, потратил на нее 10 лучшихлет своей жизни и упорного труда - значит, я хотел именно православия и именно церковности».1 Это самосвидетельство о. П. Флоренского полностью подтверждается конкретными фактами из его жизни и деятельности. Чтобы не умножать примеры, в качестве иллюстрации подвижнического труда Флоренского и того настроя, с которым он хотел трудиться на благо Церкви, я приведу только два очень личных места из писем о. Павла. Первое - письмо А. В. Ве- тухову: «Тяжело, - пишет он, - изолировавшись от всего мира ради того, чтобы не видеть и не слышать духа времени, встретить его в собственном доме, даже не в доме, а в собственном затворе». Из контекста видно, что речь идет о теще о. Павла - человеке искреннем и церковном, которая впол не бескорыстно, ради детей, давала ему такие советы: «Грех не зарабаты вать побольше денег, когда есть на это голова» (письмо 1912 года).2 В другом случае - это черновик письма С. Н. Булгакову (тогда еще не священнику), написанного почти ровно через год после иерейской хирото нии о. Павла (март 1912 года): «Мое положение, - пишет он, - именно та ково: кажут обломки бутылок, пивных и водочных... и усиленно требуют восторгов, как перед бриллиантами. Эти “восторги” так стали противны, что 1 Там же. С. 833. 2 Переписка А. В. Ветухова и П. А. Флоренского / / Вопросы философии. 1998, № 12. С. 63. 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz