Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Служение Церкви, исповеднический и мученический подвиг священника Павла Флоренского (и этот процесс, который можно назвать уже «приходом в Церковь», про должался весь XX век и продолжается до сих пор1). Своей книгой «Столп и утверждение Истины» Флоренский прежде всего реализовывал свой замысел, озвученный им еще в 1906 году на заседа нии Философского кружка в МДА: показать христианскую догматику имен но с той ее стороны, с которой она имеет жизненно важное значение для каждого человека. Православие - это прежде всего живой религиозный опыт, это благодатное хождение человека пред Богом, это встреча и обще ние грешника со своим Спасителем в церковных Таинствах. Нет необходимости долго говорить о том, что живой религиозный опыт есть не у всех, и чем более человек затянут суетой этого мира, тем более его вера и церковность становятся лишь номинальными. Тогда православие и церковность в понятии такого «верующего» могут сводиться лишь к на бору общепринятых правил, веками сложившемуся в данном церковном об ществе «этикету». И можно видеть, что Флоренский испытывает на себе не приязнь и отторжение духовно-академической среды того времени вовсе не вследствие каких-либо своих частных богословских мнений, а как нарушитель общепринятого этикета. Вот отрывок из его письма владыке Феодору (Поз- деевскому) от 7 ноября 1913 года (к этому времени Флоренский уже 5 лет яв лялся преподавателем МДА и 2 года - священником, приписанным, по жела нию великой княгини Елизаветы Федоровны, к домовой церкви Сергиево- Посадского приюта для сестер милосердия). «Церковь, - пишет он, - кон кретно раскрывается в разных общественных средах, а т. к. каждой среде свойственно переоценивать себя, то она склонна и все свои особенности, бы товые и временные, считать за атрибуты Церкви. Духовенство, как владеющее властью в Церкви ... более чем какая другая среда, имеет склонность попо вский быт, поповские манеры, поповские интересы выдавать за Христову Церковь и ее атрибуты. Я не берусь судить или даже осуждать “поповство”; однако самым решительным образом скажу, что оно мне не только чуждо, но я вовсе не вижу надобности усваивать его себе. Но на этой почве и происхо дит ужасная, непонятная для человека, выросшего в этом быте, тяжесть мел ких требований, которые предъявляются якобы от имени Церкви».2 1 См., напр., в одном из писем к С. С. Хоружиему (1970): «Мы лично знали людей, философски образованных, ... которые под влиянием «С то л п а...» обратились к Церкви и стали церковными людьми». Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск, 1999. С. 146. 2 Андроник (Трубачев), игум. Из истории книги «Столп и утверждение Истины» / / Флорен ский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М., 1990. С. 832-833. 301
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz