Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Н. Н. Павлюченков ты, Флоренский, закончив светский университет, оставляет открывавшуюся ему карьеру ученого- математика и поступает в Московскую Духовную академию. Как можно видеть из его записей, курсовых сочинений и конкретных действий этого периода (период учебы в МДА, 1904-1908), он менее все­ го был заинтересован в т. н. «церковной карье­ ре»; его даже не особо заботил сам факт получе­ ния систематического богословского образова­ ния, поскольку, по собственному признанию, все нужные ему знания он получил самостоятельно, из книг, опытов и наблюдений.1 Это был деятель, опытно познавший спасительную силужизни человека в Церкви и поставивший своей главной целью раскрыть это опознание для расцерковленного общества в России начала XX века. Мне представляется, что только с учетом этого обстоятельства получают свое объяснение многие, довольно странные факты из жизни Флоренского. Я перечислю только некоторые из них: - за Флоренским ходит «слава», мягко говоря, нестандартного для Церкви служителя, а ректор академии епископ Феодор (Поздеевский), один из будущих подвижников, отстаивавших Церковь в годы Советской власти в Свято-Даниловом монастыре, всячески покровительствует Флоренскому и делает все для того, чтобы Флоренский защитил в академии магистерскую диссертацию; - известный владыка Антоний (Храповицкий) неоднократно в устном порядке очень жестко высказывается о богословских идеях и, как он счита­ ет, «новшествах» Флоренского, а в реальных действиях, по крайней мере, дважды его поддерживает, а весной 1917 года даже присылает ему телеграм­ му с благодарностью за стойкость, проявленную в обстановке революцион­ ной эйфории, коснувшейся также иМДА; - свою диссертацию Флоренский издает отдельно в виде книги «Столп и утверждение Истины», и эта книга, несмотря на наличие в ней целого ряда концепций, не выверенных с точки зрения православного богословия, способствует возврату в Церковь российской интеллигенции началаXX века 1 См.: Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. С. 99. О. Павел Флоренский 3 00

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz