Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Н. Н. Павлюченков Флоренского пересекались тогда со многими представителями российской интеллектуальной элиты, которые вели духовные поиски в разных направлениях, обходя при этом Церковь как не что, в лучшем случае, ничего не значащее, а в худ шем - прямо враждебное духовному развитию и самореализации человека. Искали в спиритизме, в оккультизме, изыскивали свои собственные пути, а в Церкви видели лишь старый, отживший и реакционный институт, неспособный дать чело веку ничего, кроме сухих нравственных наставле ний и организационных заповедей, в том числе хотя бы раз в неделю «отслушать» Литургию. В годы учебы в Московском университете (1900-1904) Флоренский близко познакомился с А. Белым. Это был, может быть, самый близкий по духу друг его юности; они вместе поначалу искали монашества, но затем их духовные пути разо шлись: А. Белый увлекся антропософией Р. Штайнера. Также достаточно близким было знакомство Флоренского с Мережковскими - наверное, наи более известными тогда в России проповедника ми т. н. «нового религиозного сознания» и эпохи «Третьего Завета». Вся эта проповедь обставля лась не только критически-пренебрежительным отношением к «официальной» Церкви, но и по пытками создать свою собственную «мистиче скую» Церковь со своими ритуалами и «таин ствами». В какой-то момент Мережковские, осо бенно 3. Гиппиус, были уверены, что они уже за получили в свои ряды молодого энергичного мыслителя-мистика (каковым и на самом деле был тогда Флоренский). Но их ожидало разочаро вание (и мне хотелось бы здесь добавить - такое же разочарование, которое в образе Флоренского испытывают до сих пор атеисты и антицерковные деятели: они не могут не признать во Флоренском крупного ученого-энциклопедиста и мыслителя, и их антирелигиозную и антицерковную позицию обличает сам факт возможности совмещения в одном лице этих качеств с православным священством). Сохранился чер- Флоренский Павел Александро вич в 1903 -1904 гг. 298
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz