Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Служение Церкви, исповеднический и мученический подвиг священника Павла Флоренского очень редко внимание обращается на поистине страшные масштабы и глу бину этого расцерковления, на свидетельства потери живой веры также и в простом народе, на самый корень того, что происходило в жизни русских православных людей до 1917 года. Этот «корень» можно охарактеризовать как почти всеобщее обмирщение, движение всего человеческого существа, его ума, сердца и воли только по «горизонтали», среди земных предметов, с почти полной потерей ориентации на «Н ебо», на «жизнь будущего века». Как трудно в такой обстановке сохранить подлинные духовные устремле ния, хорошо показывают, например, отрывки из частных писем святителя Игнатия Брянчанинова. Из них хорошо видно, что речь может идти не о какой-то сознательной антицерковной и антихристианской деятельности; людям просто стала «неинтересна» Церковь, «неинтересен» Христос, у них есть множество иных, более привлекательных, направлений деятель ности. Они (в том числе и монахи) не только сами вращаются в чисто мир ских проблемах, но даже искренне не понимают того, что у кого-то может быть «искание вечного».1 Флоренский вступал в самостоятельную жизнь в обстановке, когда сам выбор молодого ученого-интеллигента в пользу Церкви был исповедниче- ским подвигом, и происходило это вовсе не после 1917 года, а в самые пер вые годы XX века. Флоренский родился в 1882 году в семье русского инже- нера-строителя и представительницы древнего армянского дворянского рода. Оба - отец и мать - только номинально принадлежали к своим веро исповеданиям, семья была подчеркнуто светской с такими неписанными правилами, согласно которым говорить о Боге и религии в доме было нелов ко и даже неприлично.2 В первый раз маленького Павла причастили в Русской Православной Церкви в 7-летнем возрасте только в связи с необходимостью сбора бумаг для поступления в гимназию. Когда на рубеже веков, в 1899 году, в нем про изошел внутренний переворот, когда в своих поисках истины он обратился от науки к религии, он натолкнулся на непонимание в семье идаже на угрозу потерять материнское благословение. По желанию отца и матери тогда он все же поступил в Московский университет, где, постепенно взрослея, укре пился в противостоянии различным и очень сильным искушениям. Пути 1 Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игумен Марк (Лозинский). М .-СПб., 1995. С. 407. 2 См.: Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М., 1992. С. 117. 2 9 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz