Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Густав Шпет: жизнь и гибель русского философа Дополним сказанное цитатой самого мысли­ теля. Он говорит в «Эстетических фрагмен­ тах»: «Как всякая вещь, даже в природе, не только есть вещь, похожая на другие или отлич­ ная от них, но еще имеющая и носящая на себе свою историю. Смысл есть также исторический, точнее, диалектический аккумулятор мыслей, готовый всегда передать свой мыслительный за­ ряд на должный приемник. Всякий смысл таит в себе длинную “историю” изменений значений (Bedeutungswandel). Не нужно в принципиаль­ ном рассуждении понимать эту историю эмпи­ рически, слишком эмпирически».1 Тюремная фотография Итак, рассматривая феноменологию с точки зрения историзма, философ совершает «герме­ невтический поворот», который характеризует философию большей части XX века (в те же годыМартин Хайдеггер проделал подобный путь). ... Вернемся к эпилогу его биографии. Научная деятельность Шпета в «красной» Москве казалась все более подозрительной. Советская печать атакует ГАХН; сначала Академию «чис­ тят», а потом, в 1929 году, закрывают, а ее членов увольняют. В 1930 году Шпета публично обвиняют в том, что в стенах ГАХН он создал «цитадель идеализма». Его лишают возможности заниматься научной деятельностью. С большим трудом он добивается возможности работать как переводчик, сотрудничает сМейерхольдом и Таировым, по приглашению Станиславско­ го преподает в Высшей академии актеров. Он еще трудится, правда, не по специальности, переводит с английского - Байрона, Диккенса (пишет пре­ красные комментарии к «Посмертным запискам Пиквикского клуба»), Теккерея и, больше всего, Шекспира.2 Однако судьба его идет к трагической развязке. В марте 1935 года его арестовывают как якобы участника контрреволю­ ционной группы в пользу фашисткой Германии (одновременно были аре­ 1 Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М.: РОСПЭН , 2007. С. 240-241. 2 Густав Шпет и шекспировский круг. Письма, документы, переводы. М. -СПб.: Петроглиф, 2013; Щедрина Т. Г. Четыре письма Л. Б. Каменеву, или Роль Густава Шпета в переводах Шекспира / / Новое литературное обозрение. 2008, № 92. Интернет-версия: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/sh9.html. 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz