Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
С. И. Сини Если раскрыть этот афоризм, то Шпет говорил о разумении живого и полного целого как о задаче, стоящей перед современной философской наукой. Как пишет Т. Г. Щедрина, одна из более авторитетных исследовате лей мысли Шпета, если для искусства Шпет «обосновывает необходимость непосредственного восприятия, непосредственные формы знания, то для философии ставит на первом месте рефлексию, а непосредственное пере живание и проживание знания не признает актуальными».1В своих работах он часто выступает против распространения иррационализма в Европе и России, разных «философий жизни», поддержанных «переживалыцика- ми»; он поднимает голос против различных видов теософии, которые обе щали спасение на Востоке, или тех пессимистов, что верили в несостоятель ность и бесперспективность разума и слова. Философия дляШпета - «стро гая наука», как для Гуссерля. Но это наука, которая не закрывается сама в себя, в свою башню из слоновой кости; она, наоборот, открыта конкрет ным человеческим отношениям, конкретным формам культуры, истории. Подчеркнем, что «научная или, как называет ее Шпет, “положительная” философия не является оппозицией религиозной философии, как у нас часто сегодня полагают, понимая под научной философией традицию, идущую от “позитивной” философии Конта. Шпет называет такую “позитивную” фило софию “привативной”, отрицательной. Смысл философии как науки раскры вается у Шпета через понятие “культурно-историческое сознание”, в кото ром вырабатывается определенная концептуальная сетка основных поня тий культуры. Научная философия обращается к истории и культуре, для того чтобы понять себя и свое возможное будущее».2 Для философа важно не индивидуальное, изолированное сознание, а об щее и поэтому общественное, сознание, живущее в истории. В русле собственной философской работы Шпет стремится к исправле нию недостатков в феноменологии. «Он замечает, что в классификации, ко торую предлагает феноменология, упущен важный самостоятельный вид бытия - бытие социальное. Все последующие темы Шпета - история, язык, этническая психология, герменевтика - станут философскими исследовани ями именно этого рода бытия».3 1 Щедрина Т. Г. Материалы круглого стола. Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. К 130-летию Г. Г. Шпета. Встреча вторая. «Вопросы философии», 29.07.2010. h ttp :// vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 161 &Itemid=52. 2 Там же. 3 Поливанов М. К. Указ. соч. С. 16. 278
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz