Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

С. И. Сини Если раскрыть этот афоризм, то Шпет говорил о разумении живого и полного целого как о задаче, стоящей перед современной философской наукой. Как пишет Т. Г. Щедрина, одна из более авторитетных исследовате­ лей мысли Шпета, если для искусства Шпет «обосновывает необходимость непосредственного восприятия, непосредственные формы знания, то для философии ставит на первом месте рефлексию, а непосредственное пере­ живание и проживание знания не признает актуальными».1В своих работах он часто выступает против распространения иррационализма в Европе и России, разных «философий жизни», поддержанных «переживалыцика- ми»; он поднимает голос против различных видов теософии, которые обе­ щали спасение на Востоке, или тех пессимистов, что верили в несостоятель­ ность и бесперспективность разума и слова. Философия дляШпета - «стро­ гая наука», как для Гуссерля. Но это наука, которая не закрывается сама в себя, в свою башню из слоновой кости; она, наоборот, открыта конкрет­ ным человеческим отношениям, конкретным формам культуры, истории. Подчеркнем, что «научная или, как называет ее Шпет, “положительная” философия не является оппозицией религиозной философии, как у нас часто сегодня полагают, понимая под научной философией традицию, идущую от “позитивной” философии Конта. Шпет называет такую “позитивную” фило­ софию “привативной”, отрицательной. Смысл философии как науки раскры­ вается у Шпета через понятие “культурно-историческое сознание”, в кото­ ром вырабатывается определенная концептуальная сетка основных поня­ тий культуры. Научная философия обращается к истории и культуре, для того чтобы понять себя и свое возможное будущее».2 Для философа важно не индивидуальное, изолированное сознание, а об­ щее и поэтому общественное, сознание, живущее в истории. В русле собственной философской работы Шпет стремится к исправле­ нию недостатков в феноменологии. «Он замечает, что в классификации, ко­ торую предлагает феноменология, упущен важный самостоятельный вид бытия - бытие социальное. Все последующие темы Шпета - история, язык, этническая психология, герменевтика - станут философскими исследовани­ ями именно этого рода бытия».3 1 Щедрина Т. Г. Материалы круглого стола. Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. К 130-летию Г. Г. Шпета. Встреча вторая. «Вопросы философии», 29.07.2010. h ttp :// vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 161 &Itemid=52. 2 Там же. 3 Поливанов М. К. Указ. соч. С. 16. 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz