Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

С. И. Сини меневтико-феноменологической парадигмы одним из намечавшихся зада­ ний проекта Шпета».1 Что же происходит в 1920-е годы в уже советской Москве? Сначала вро­ де бы работа философа продолжалась. Он организует при университете Ка­ бинет этнической психологии, выдвигает проект «Биографической библи­ отеки философов» и серии «Моралисты». Однако в академический 1921/1922 год, как и Челпанов, Шпет был уволен из университета - комис­ сией «воинствующего» марксистского историка М.Н. Покровского. Но интеллектуальная и общественная жизнь как будто еще продолжает­ ся: он создал Институт научной философии и встал у его руководства, а в Петрограде учредил Свободный союз художественной и университет­ ской интеллигенции. С середины 1920-х годов Шпет работает как вице-пре­ зидент в Российской (позже Государственной) Академии художественных наук (ГАХН), где возглавляет философское отделение. Это учреждение на краткий миг представило некий волшебный момент в русской культуре.2Шпет нашел тут богатую почву для своей философской мысли. Он читает курсы и лекции, встречается с такими блестящими людь­ ми, как Кандинский, Станиславский, Лосев, о. Павел Флоренский. Театр, изобразительное искусство, музыка, психология, кино, лингвистика, поэ­ зия - все его занимало и волновало. Среди докладов Шпета: «Проблемы современной эстетики», «Характер современной эстетики», «Театр как искусство». ГАХН - это не только встречи и семинары, но и публикации: сам Шпет публикует работу «Внутренняя форма слова», где дает анализ философии языка Гумбольдта. Мыслитель координирует работу разных се­ минаров; в мае 1922 года, именно в ГАХНе, он встретит Николая Бердяева, который представит доклад на тему «Конец Возрождения в современном искусстве». И именно вместе с Бердяевым Шпет фигурировал в списках на высылку 1 Хоружий С. С. L’intentionnalite dans la pratique spirituelle... С. 359-371. Рус. текст: К пределам феноменологии: Шпет, Гуссерль и интенциональность в мире духовной практики, см.: http://synergia-isa.ru/?page_id=4301. Хоружий пишет: «Мы не просто установим, что “в рамках феноменологической установки” (правда, с ее определенным обобщением) возможно “описывать и анализировать” исихастский опыт. Как выяснится, имеет место нечто большее: сам этот опыт, будучи методичным и отрефлектированным изначально, ‘в себе, в своей собственной, имманентной организации чрезвычайно близок к структуре феноменологического (интенционального) опыта. < ... > Лапидарно выражаясь, феноменология есть естественный язык духовной практики». 1 О замечательном феномене ГАХНа см.: http://dbs.rub.de/gachn/index.php?pg=17&r0=3&l=ru. 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz