Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

С. И. Сини са. Но этого не произошло на его веку. Тяжелый пресс тоталитаризма раз­ давил этого замечательного человека, однако его мысли все-таки остались с нами, и наша задача - сберечь их и вернуть людям.1 Густав Густавович Шпет (1879-1937) - один из самых выдающихся фи­ лософов XX века. Необыкновенно разносторонний ученый - логик, линг­ вист, эстетик, историк, психолог, этнолог, литературовед, театровед, он соз­ дал много трудов на стыке этих наук, работая на самом высоком уровне во всех этих областях, будучи в состоянии полноценно оперировать ими и рас­ сматривать их во взаимоотношениях.2 Он одним из первых заложил базы семиотики, герменевтики, философии языка. Густав Густавович также пер­ вым применил феноменологию к общественной жизни, предопределив по­ ворот от феноменологии к герменевтике. В целом он являлся русским уче­ ным, который поднялся на уровень мировой философии. Перечислим его основные труды. Это «Явление и смысл» (1914); «История как проблема логики» (1916); «Герменевтика и ее проблемы» (1918); «Очерк развития русской философии» (1922); «Эстетические фрагменты» (1922-1923); «Внутренняя форма слова» (1926); «Введение в этническую психологию» (1927) и много других. В конце 1920-х годов ему запрещают публиковаться, в 1935-1937 годах он - в сибирской ссылке, где и был в итоге расстрелян. Густав Густавович родился в Киеве 7 апреля 1879 года в обрусевшей семье поляков. Его дед, выходец из небогатой польской шляхты, был «посес­ сором», как это тогда называлось в Западной Украине, то есть служилуправ­ ляющим панским имением. Вхождение в жизнь было трудным: его мать, Марцелина Осиповна Шпетт, родила ребенка вне брака и переехала в укра- 1 В последние годы я занимаюсь творчеством Шпета и заканчиваю перевод ряда его сочинений на итальянский язык. Мне удалось хорошо познакомиться с его трагической судьбой, и я вкратце о ней расскажу. Я рада, что буквально в этом году и широкая русская общественность узнала многое о Шпете благодаря прекрасному документальному фильму «Дочь философа» - это интервью с дочерью философа, Мариной Густавовной Шпет, которой сейчас почти 100 лет! 2 Для более глубокого знакомства с биографией и творчеством Г. Г. Шпета отсылаю к нескольким недавно появившимся монографиям, в хронологическом порядке: Сб. Шпет в Сибири: ссылка и гибель. Томск: Водолей, 1995; Щедрина Т. Г. «Я пишу как эхо другого...» Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. М.: Прогресс-Традиция, 2004; Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания / Ред. В. А. Лекторский, Л. А. Микешина, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина. М.: Языки славянских культур, 2006; Gustave Chpet et son heritage aux sources russes du structuralisme et de la semiotique / Ed. M. Dennes / / «Slavica Occitania». Numero 26. Toulouse, 2008; Gustav Shpet’s Contribution to Philosophy and Cultural Theory / Ed. G. Tihanov. West Lafayette, Indiana: Purdue University Press, 2009; Густав Шпет и его философское наследие. У истоков семиотики и структурализма / Науч. ред. Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН , 2010. 2 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz