Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах Согласно списку, функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год действовали следующие церкви: в селе Умба Воскресен ская, в Тетрино 2 церкви - Святой Троицы и святого Василия Великого; в Кузомени 3 церкви - Дмитриевская (во имя святого великомученика Дмитрия Солунского), Сретенская (во имя Сретения Господня), Покров ская (во имя Покрова Пресвятой Богородицы); в Варзуге - Никольская, Петро-Павловская, Успенская; в Кашкаранцах - Тихвинской Божьей Ма тери; в селе Порья Губа - Никольская; в Оленице - церковь Иоанна Пред течи, в Кузреке - Сретенская; в Чапоме - Видения Пресвятой Богороди цы; в Чаваньге - Михайловская и церковь Трех Святителей; в Пялице - Никольская церковь. В феврале 1930 года государство предоставило право на закрытие мо литвенных зданий краевым и областным Советам (ранее это мог сделать лишь Президиум ВЦИК), что развязывало руки «местной инициативе». В Ленинграде иЛенинградской области (до мая 1938 года Мурманский округ входил в состав Ленинградской области) кампания по закрытию церк вей началась несколько позже, чем в других местах, но по интенсивности она была очень активной. Мурманский округ поражает количеством закры тых храмов. В архивном фонде Терского райисполкома имеются многочисленные решения о закрытии церквей и часовен в 30-е годы. В вопросах закрытия церквей представители органов власти на местах проявляли, можно сказать, очень большое рвение. Из протокола заседания Президиума Терского райи сполкома от 26.04.1930 № 55 узнаем, что «имеются случаи перегибов в за крытии церквей без постановления общих собраний о передаче церквей (Варзуга), что объясняется неясностью в этом вопросе, отсутствием разъ яснения со стороны административного отдела». Одновременно по стране разворачивалась «антиколокольная кампания». Осенью 1929 года Президиум ВЦИК принял еще одно антицерковное постановление, в котором, в частности, говорилось: «Колокольный звон на рушает бытовые условия масс, мешает труду и отдыху». А 15 декабря секре тариат ВЦИК постановил «предоставить право регулирования колоколь ного звона горсоветам и райисполкомам». На местах, так сказать, «пра вильно поняли» это решение и принялись в массовом порядке снимать ко локола. В архивном фонде Чаваньгского сельского Совета имеется очень инте ресный документ - решение Президиума Ленинградского областного ис- 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz