Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Мученики XX века важнейшей заботой, но и труднейшей также. Дело идет об изыскании средств против владычества зла, распространяющегося с быстротой при по­ мощи всех тайных сил, которыми владеет сатанин­ ский дух, управляющий ими». Говоря об этом, Александр I в полной мере понимал всю ограни­ ченность человеческих возможностей. Его раз­ мышления являют истинно христианский взгляд на историю: «...Средство, которое мы ищем, на­ ходится, увы, вне наших слабых человеческих сил. Один только Спаситель может доставить это сред­ ство Своим Божественным словом. Воззовем же к Нему от всей полноты, от всей глубины наших Император Александр I С е р д е ц , Да Сподобит Он ПОСЛаТЬ Духа Своего Свя- того на нас и направит нас по угодному Ему пути, который один только может привести нас к спасению». Спустя сто лет царь-мученик Николай Александрович вновь произнесет эти слова истинной веры, которые запишет великая княгиня Ольга: «Отец просит передать всем тем, кто остался Ему предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, кото­ рое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» II Сегодня стало очевидно, как это предвидение о нарастании в мире сил зла неумолимо сбылось в истории XX века и как стремительно продолжает возрастать власть князя тьмы. Когда читаешь документы недавнего прошло­ го человечества и сталкиваешься со свидетельствами главенства христиан­ ских принципов в государственной политике прошлых веков, кажется уже невероятным, что когда-то такое было. Как нечто диковинное ныне воспри­ нимаются свидетельства того, например, что сила «крестного целования» при заключении мира являлась гарантией тому, что война не может начаться прежде срока. В современной политике введение подобных критериев вос­ принимается как абсурд и апеллирование к таким категориям будет оценено в лучшем случае как наивность. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz