Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

В. Е. Залевский Даже в тюремной обстановке не иссякает запас его доброжелательности. На этот раз Глаголеву повезло - его выпустили. Но жизнь становилась все суровее. Сначала уплотнения, потом - высе­ ления. Последнее убежище семьи Глаголевых - лестничная клетка колокольни, на которой они смастерили нечто наподобие комнатки с малень­ ким оконцем (из мебели были стол и большой сундук, на котором батюшка отдыхал в переры­ вах между службами). Еду готовили прямо на сту­ пеньках, на керосинке. Но и сюда потоком идут люди за моральной поддержкой, утешением, по­ мощью. Испытывая тяжелейшие превратности судьбы в предвидении своего близкого конца, о. Александр не оставлял главного дела своей жизни - молился, творил до­ бро, приносил людям утешение. Второй раз его арестовали в 1937-м. Этого кроткого, смиренного и доб­ рейшего человека, противника всякого зла и насилия, обвинили в подготов­ ке вооруженного восстания. Невозможно умолчать о последних его днях. По свидетельству сидевшего с ним в Лукьяновской тюрьме священника Кондрата Кравченко, 65-летнего священника за месяц с небольшим 18 раз подвергли жесточайшей пытке, но он ничего не подписал. 25 ноября, во вре­ мя очередного допроса, он умер (согласно материалам дела, от сердечной недостаточности). Мучители делали все, чтобы скрыть информацию о сво­ их жертвах. Намного позже об этом напишет внучка святого, Магдалина Алексеевна: «Мой отец (о. Алексей Глаголев) объяснял, что великомучени­ ки среди других христианских мучеников называются так потому, что их не только много мучили, но, умирая в колизеях, на площадях, они воздейство­ вали своим примером на других, и те, в свою очередь, принимали мучениче­ скую смерть. У наших мучеников не было свидетелей. Они были лицом к лицу со своими мучителями. Поэтому о них нужно говорить не ради них, а ради живых, подвигая их на добро».1 1 Магдалина Алексеевна Глаголева-Пальян. Воспоминания об отце Александре и отце Алексее Глаголевых и их окружении / / Священник Александр Глаголев. Купина Неопалимая. К.: Дух и литера, 2002. С. 261. На могиле о. Александра 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz