Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
В. Е. Залевский Даже в тюремной обстановке не иссякает запас его доброжелательности. На этот раз Глаголеву повезло - его выпустили. Но жизнь становилась все суровее. Сначала уплотнения, потом - высе ления. Последнее убежище семьи Глаголевых - лестничная клетка колокольни, на которой они смастерили нечто наподобие комнатки с малень ким оконцем (из мебели были стол и большой сундук, на котором батюшка отдыхал в переры вах между службами). Еду готовили прямо на сту пеньках, на керосинке. Но и сюда потоком идут люди за моральной поддержкой, утешением, по мощью. Испытывая тяжелейшие превратности судьбы в предвидении своего близкого конца, о. Александр не оставлял главного дела своей жизни - молился, творил до бро, приносил людям утешение. Второй раз его арестовали в 1937-м. Этого кроткого, смиренного и доб рейшего человека, противника всякого зла и насилия, обвинили в подготов ке вооруженного восстания. Невозможно умолчать о последних его днях. По свидетельству сидевшего с ним в Лукьяновской тюрьме священника Кондрата Кравченко, 65-летнего священника за месяц с небольшим 18 раз подвергли жесточайшей пытке, но он ничего не подписал. 25 ноября, во вре мя очередного допроса, он умер (согласно материалам дела, от сердечной недостаточности). Мучители делали все, чтобы скрыть информацию о сво их жертвах. Намного позже об этом напишет внучка святого, Магдалина Алексеевна: «Мой отец (о. Алексей Глаголев) объяснял, что великомучени ки среди других христианских мучеников называются так потому, что их не только много мучили, но, умирая в колизеях, на площадях, они воздейство вали своим примером на других, и те, в свою очередь, принимали мучениче скую смерть. У наших мучеников не было свидетелей. Они были лицом к лицу со своими мучителями. Поэтому о них нужно говорить не ради них, а ради живых, подвигая их на добро».1 1 Магдалина Алексеевна Глаголева-Пальян. Воспоминания об отце Александре и отце Алексее Глаголевых и их окружении / / Священник Александр Глаголев. Купина Неопалимая. К.: Дух и литера, 2002. С. 261. На могиле о. Александра 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz