Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Жизнь Глаголевых - свидетельство верности Христу пути, числом четырнадцать, которые были ознаменованы теми или иными со­ бытиями во время шествия Христа Спасителя на вольную смерть. . . » 1 Тут уместно вспомнить, что за год до произнесения этой проповеди о. Александр Глаголев руководил паломнической экскурсией на Святую Зем­ лю студентов Киевской Духовной академии и оставил прекрасное описание всех посещенных мест, переизданное издательством «Дух и литера» и во­ шедшее в книгу «По святым местам: от Киева до Иерусалима».2Его перу принадлежит и очерк «Иерусалим», также вошедший в эту книгу. Оба тек­ ста отражают очень конкретное, глубокое и всестороннее знание о. Алексан­ дром описываемых мест. О. Александр говорит далее, что Крестный путь является символом всего искупительного служения Господа, т. к. крестоношение у Господа было де­ лом целой Его жизни, начавшись от вертепа и яслей Вифлеемских и продол­ жаясь во все течение Его земной жизни. «Шествие по Страстному пути есть лить завершение и как бы сокращение всего целожизненного крестоноше- ния Подвигоположника нашей веры и нашего спасения. В этом и заключает­ ся тайна “Слова крестного”, всегда, на вечные времена воскрешающего в на­ шей душе образ величайшего, несравненного Страдальца - Богочеловека. И эта тайна полна неисчерпаемой благодатной силы и всегда способна про­ изводить всеисцеляющее действие на душу христианина при условии следо­ вания его за Христом по пути крестному».3 И, наконец, о. Александр выражает ключевую мысль: «Крестный путь Христа Спасителя должен отражаться и в жизненном пути каждого христиа­ нина: и жизнь верного последователя Христова тоже должна быть своего рода крестным путем - от колыбели до гроба».4 Слово и дело о. Александра Глаголева всегда были в неразрывном един­ стве. Сам он до последних своих дней и был таким верным последователем Христовым. В первый раз о. Александр был арестован в 1931 году. Находясь в Лукья- новской тюрьме, уже в немолодом возрасте, он не терял расположения духа. 1 Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Крестный путь Христа Спасителя и Его последователей / / Священник Александр Глаголев. Купина Неопалимая. К.: Дух и литера, 2002. С. 42. 2 По святым местам: от Киева до Иерусалима / Под ред. А. А. Глаголева. К.: Дух и литера, 2005. 3 Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Крестный путь Христа Спасителя и Его последователей / / Священник Александр Глаголев. Купина Неопалимая. К.: Дух и литера, 2002. С. 44. 4 Там же. С. 44. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz