Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
«К то мы? Откуда?» Из истории спецпереселенцев решили, только то, что надето на себя. Мне было шесть лет, и я не понимала, что происходит. Чтобы как-то запастись одеждой, на меня надели несколько платьев. А я беспокоилась, что пропала моя любимая гребенка. Кругом пла чут, а я бегаю, гребенку ищу: “Где моя гребенка? Где моя гребенка?” (из вос поминаний Ивановой А. Н.). «Ничего не разрешили взять с собой, я, тогда маленькая девочка, держа ла любимую куклу, но перед отправкой и ее вырвали из рук» (из воспомина ний Королевой 3. А.). Людей высылали семьями с маленькими детьми, которые порой даже не могли понять, что происходит, почему надо уезжать, почему все плачут, за чем это надо - оставлять родной дом. «Когда нас сослали, мне было 4 года. Статья 38. Сослали семью - роди тели и 5 человек детей» (из воспоминаний Красильниковой А. А.). «Сослали мать и 7 человек детей. Семен - 1912 года, Валентина - 1914 года, Дмитрий - 1916 года, Андрей - 1918 года, Петр - 1920 года, Ан тонина - 1922 года, Нина - 1924 года. Получилось так, что отец собрался в лес на дровнях за дровами. Уехал он, а на следующий день в дом пришла милиция, вызвали мать и сказали, что будут высылать» (из воспоминаний Маколкиной Н. А.). «Нас было шестеро человек, из них трое детей. Мне было семь лет» (из воспоминаний Королевой 3. А.). «19 октября 1937 года по доносу был арестован отец и увезен из дерев ни. Матери было 26 лет. Разрешили работать ей только на скотном дворе» (из воспоминаний Караваевой А. Ф.). Затем была неведомая дорога, дорога в неизвестность. И никто не знал, увидит ли когда-нибудь родную землю, свой, теперь уже ставший чужим, дом. Так был вырван целый пласт населения, коренного, с устоявшимися традициями, с вековым порядком жизни. Получалось, что, выселяя крепкую часть населения из деревень, ломали хребет основному укладу жизни коренного русского народа. А переселенцев ждали стройки социализма. В советское время (да и сей час) застенчиво умалчивали, кто же был основной массой строителей соци ализма. А это были не только добровольцы, не только комсомольцы, а в ос нове своей спецпереселенцы, брошенные в горнило этих строек, как в мо лох, перемалывающий судьбы. «Спецпереселенцы внесли значительный вклад в электрификацию Коль ского полуострова. В сентябре 1930 года на разъезде Пинозеро высадились 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz