Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия советского толка от него никогда не слышали. Причем и в реабилитации есть неясности: в деле сообщается, что 8 мая 1938 года он был расстрелян (и отменяется именно этот приговор), а в справке о реабилитации, данной его дочери, указывается, что он умер в тюрьме от осложнения уремии 8 мая, но только 1939 года.1 Весьма активно, на протяжении всех 1930-х годов, велась разработка дел в отношении духовенства, обвинявшегося в антисоветской и антиколхоз- ной деятельности. В начале 1930-х годов эти дела напрямую связывались с подрывом колхозного строительства, срывом планов по проведению сплошной коллективизации. С 1936 года к этим обвинениям прибавилась ответственность священников за «извращение сталинской Конституции». Как правило, и те, и другие дела выстраивались вокруг борьбы верующих- мирян и духовенства против закрытия храмов. Обвинения в антиколхозной деятельности становились удобным поводом для решения сразу двух задач в рамках антирелигиозной деятельности - ликвидации церквей и уничтоже ния священнослужителей. Еще в 1929 году отмечалось недовольство закрытием храмов со стороны жителей Северного края: в Вохомском районе против занятия пристроек церкви под ссыпку зерна в стихийном выступлении приняли участие около 500 женщин, избивших двух членов партии и уполномоченного по хлебоза готовкам, а в Северо-Двинском округе после проповеди священника Моро зова присутствовавшие на ней женщины бросились в сельсовет, разогнали делегаток и потребовали не трогать батюшку и церковь. Такие же акции со стороны верующих, в основном женщин, наблюдались и в Архангельском, Няндомском, Вологодском округах Северного края - верующие выступали против привлечения священников клесозаготовкам, против отобрания хра мов, снятия колоколов и т. п. Нередкими были случаи обращений верующих во ВЦИК против принимаемых на местах решений о закрытии храмов и привлечении священников к различным работам. Не случайно поэтому, что через ОГПУ «по прямому проводу» всем окружкомам и Коми обкому Северного края было рекомендовано: «Закрывать церкви после широкой подготовительной работы, избегать ареста священников при отсутствии компроментирующего их политического и уголовного материала, не допу скать самочинных обысков, арестов священников отдельными партийцами и комсомольцами, проводить их в случае надобности только через ОГПУ, 1 ГАМО. Ф. 140 (УФСБ по Мурманской области). Оп. 3. Д. 3337/2. Лл. 25, 26-33; Д. 3337 (наблюдения). Л. 5. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz