Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия с изъятиями весьма плохое. В Печорском уезде командированные для изъя­ тий на места уполномоченные вернулись обратно ни с чем, так как верую­ щие заявили, что лучше умрут около церквей, чем что-либо из них отдадут. Уполномоченным угрожали петлей и прорубью. На заседании президиума Шенкурского укома ВКП(б) 10 апреля 1922 года мнения членов уездной комиссии по поводу форм и методов изъятия церковных ценностей разо­ шлись. Одни рекомендовали на местах отказаться или воздержаться от рез­ костей в процессе изъятий и указали, что когда в городе не обостряли от­ ношений с верующими, то достигали удовлетворительных результатов по изъятию, не затрагивая беднейших церквей, другие же отмечали, что комис­ сия при изъятии проявила мягкотелость. Несмотря на призывы губернских властей к уисполкомам не допускать конфликтов и нажима на верующих, на практике они часто игнорировались. Так, в деревнях Сура иЩельи Пинеж- ского уезда, в Печорском уезде, в Конецдворской церкви Архангельского уезда арестовали и предали суду сопротивлявшихся изъятиям.1 В Олонецкой губернии в ходе изъятий сильных столкновений населения и властей практически не было, однако многие верующие в г. Петрозаводск, в Лодейнопольском уезде не понимали, почему ценности нельзя заменить деньгами и продуктами, не верили, что церковное добро дойдет до голодаю­ щих. Как отмечалось в отчете «Церковная жизнь в Олонецкой епархии в 1922-1923 гг.» (23-26 января 1924 года), изъятие церковных ценностей всколыхнуло епархию и «повлекло за собой все те же явления, которые про­ изошли почти одинаково по всей России: смута среди духовенства, призна­ ние ВЦУ частью, террор группы заправил над остальными, аресты, высылки и пр.». Действительно, в Карелии одним из лидеров движения за полное изъятие церковных ценностей стал священник-обновленец Дмитриев, ко­ торого епархиальные власти охарактеризовали как человека с большим са­ момнением, карьериста, желающего быть во всем оригинальным, заразив­ шегося новшествами в богослужении от петроградского протоиерея-об- новленца И. Ф. Егорова.2 После рассмотрения дел в Карельском ревтрибунале большинство об­ виняемых ввиду полной недоказанности их вины были оправданы. В резуль­ тате изучения дел по сопротивлению изъятию церковных ценностей, нахо­ дящихся на хранении в Национальном архиве РК, Н. А. Басовой удалось 1 Михайлов С. В. Указ. соч. С. 120—121; ГААО. Отдел ДСПИ. Ф. 7. On. 1. Д. 36. Л. 4-4; ГААО. Отдел ДСПИ. Ф. 1. On. 1. Д. 566. Лл. 23,26, 27; ГААО. Отдел ДСПИ. Ф. 8. On. 1. Д. 276. Лл. 38-39. г Басова Н. А. Указ. соч. С. 109, 112, 117; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831. On. 1. Д. 249. Л. 2. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz