Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия цев крова, А. Звероловлев составил обращение к белым властям с просьбой о выдаче беженцам продовольствия, обуви и одежды. При этом, со слов жи телей Толвуи, он упомянул и о жестокой расправе над крестьянами и кощун ствах, творимых красными в храмах. Но когда пришли белые и начались аре сты и расстрелы коммунистов и советских работников, он своим поручи тельством спас жизнь нескольким из них. А. Звероловлев привлечен в числе других участников военных действий к уголовной ответственности и осуж ден трибуналом. Священнику помогли многочисленные ходатайства спа сенных им коммунистов, а также простых крестьян с. Падмозера, в которых подчеркивалась не только его непричастность к восстанию, но и взятая им на себя роль миротворца (он был осужден условно). В захваченной белыми д. Римской пулеметчик пытался проникнуть на колокольню Георгиевской церкви с тем, чтобы обстрелять контратакующую красноармейскую часть. Псаломщик преградил ему дорогу и был убит на месте. Когда в сентябре 1919 года белогвардейский отряд захватил Авдеевскую волость, священник И. Беляев не примкнул к группе зажиточных жителей, встречавших хлебом- солью освободителей. Все время, пока белые находились в Авдееве и Песча ном, он находился под угрозой расстрела, т. к. все знали, что его сын служит в Красной армии.1Так что обвинение в контрреволюционной деятельности всех священников поголовно как минимум беспочвенно. Второй волной репрессий против священнослужителей на Европейском Севере России стали события, связанные с изъятием церковных ценностей в 1922 году. 23 февраля 1922 года был издан декрет об изъятии церковных ценностей. То, что изъятие ценностей во многом было направлено на раз гром Русской Православной Церкви, подтверждается высказыванием Л. Троцкого в записке в Политбюро от 12 марта 1922 года: «Вся стратегия наша в данный период должна быть на раскол среди духовенства в конкрет ном вопросе: изъятие ценностей из церквей».2 Верующие болезненно пе реживали разграбление храмов и изъятие святынь. И хотя духовенство вся чески пыталось уберечь паству от какого бы то ни было сопротивления, конфликты зачастую заканчивались столкновениями с жертвами. Таких столкновений после принятия указанных декретов было отмечено 1414, все - между уполномоченными представителями властей и верующими. В 1922 году по всей стране прошло 250 судебных процессов, сфабрикован ных в связи с «сопротивлением изъятию церковных ценностей». В середи 1 Басова Н. А. Указ. соч. С. 75-76. 2 Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. Кн. 1. М.-Новосибирск: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН ), «Сибирский хронограф», 1997. С. 31. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz