Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия цев крова, А. Звероловлев составил обращение к белым властям с просьбой о выдаче беженцам продовольствия, обуви и одежды. При этом, со слов жи­ телей Толвуи, он упомянул и о жестокой расправе над крестьянами и кощун­ ствах, творимых красными в храмах. Но когда пришли белые и начались аре­ сты и расстрелы коммунистов и советских работников, он своим поручи­ тельством спас жизнь нескольким из них. А. Звероловлев привлечен в числе других участников военных действий к уголовной ответственности и осуж­ ден трибуналом. Священнику помогли многочисленные ходатайства спа­ сенных им коммунистов, а также простых крестьян с. Падмозера, в которых подчеркивалась не только его непричастность к восстанию, но и взятая им на себя роль миротворца (он был осужден условно). В захваченной белыми д. Римской пулеметчик пытался проникнуть на колокольню Георгиевской церкви с тем, чтобы обстрелять контратакующую красноармейскую часть. Псаломщик преградил ему дорогу и был убит на месте. Когда в сентябре 1919 года белогвардейский отряд захватил Авдеевскую волость, священник И. Беляев не примкнул к группе зажиточных жителей, встречавших хлебом- солью освободителей. Все время, пока белые находились в Авдееве и Песча­ ном, он находился под угрозой расстрела, т. к. все знали, что его сын служит в Красной армии.1Так что обвинение в контрреволюционной деятельности всех священников поголовно как минимум беспочвенно. Второй волной репрессий против священнослужителей на Европейском Севере России стали события, связанные с изъятием церковных ценностей в 1922 году. 23 февраля 1922 года был издан декрет об изъятии церковных ценностей. То, что изъятие ценностей во многом было направлено на раз­ гром Русской Православной Церкви, подтверждается высказыванием Л. Троцкого в записке в Политбюро от 12 марта 1922 года: «Вся стратегия наша в данный период должна быть на раскол среди духовенства в конкрет­ ном вопросе: изъятие ценностей из церквей».2 Верующие болезненно пе­ реживали разграбление храмов и изъятие святынь. И хотя духовенство вся­ чески пыталось уберечь паству от какого бы то ни было сопротивления, конфликты зачастую заканчивались столкновениями с жертвами. Таких столкновений после принятия указанных декретов было отмечено 1414, все - между уполномоченными представителями властей и верующими. В 1922 году по всей стране прошло 250 судебных процессов, сфабрикован­ ных в связи с «сопротивлением изъятию церковных ценностей». В середи­ 1 Басова Н. А. Указ. соч. С. 75-76. 2 Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. Кн. 1. М.-Новосибирск: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН ), «Сибирский хронограф», 1997. С. 31. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz