Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия Александром Карелиным.1Отчаявшись справиться собственными силами со сложной ситуацией, Церковь стала искать поддержку за рубежом в лице христианского духовенства. Речь, прежде всего, ведется о налаживании кон тактов с архиепископом Кентерберийским. Помимо религиозной помощи Церковь была заинтересована в оставлении в губернии английского десанта как залога своей безопасности. По предложению протоиерея И. Лелюхина, учрежденный собор Соловецкой обители обратился к христианам Англии с телеграммой (11 августа 1919 года), в которой православное духовенство выражало уверенность в том, что английские верующие не откажутся хода тайствовать перед своим правительством и обществом о том, «чтобы воен ные силыАнглии оставались еще в Архангельске и в иных местах Северной области... » 2Подобного рода отношение к английским и французским вла стям было характерно не только для жителей Архангельска и духовенства Соловецкой обители. Так, жители Княжой губы (Кольский полуостров) в 1918 году полагали, что «пребывание в нашем крае союзных войск явля ется крайне необходимым, так как только они могут спасти нас от финско- германского нападения... » 3 Сам протоиерей Лелюхин был отправлен в Лондон для вручения теле граммы архиепископу Кентерберийскому. Это событие позволило впослед ствии обвинить Церковь в Северной области в контрреволюционной дея тельности, « с одобрения» Патриарха Тихона, которому было доложено о данной инициативе находящимся в Москве архиепископом Нафанаилом.4 На территории Кольского Севера сразу после восстановления Совет ской власти после окончания Гражданской войны и интервенции также от мечались случаи репрессий в отношении духовенства. Прежде всего, речь идет о Княжегубской трагедии. 8 октября 1919 года здесь были расстреляны 17 княжегубцев, в том числе подросток-партизан, двое крестьян из северо карельских деревень и двое финских красногвардейцев.5В течение долгого 1 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 1. / Гл. ред. протоиерей Владимир Воробьев. М.: Изд-во Общества Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1997. С. 397, 551. 2 Обращение к христианам Англии / / Вестник Временного правительства Северной области. 1919,16 августа. С. 2. 3 Возрождение Севера. 1918, 15 августа. С. 4; Береснев Н. Партизаны Княжегубья / / Кандалакшский коммунист. 1987,30 апреля. С. 3. 4 Кандидов Б. Вредительство, интервенция и церковь. М.: «Безбожник», 1931. С. 17; Он же. Церковь и шпионаж. О некоторых фактах контрреволюционной и шпионской деятельности религиозной организации. М.: ОГИЗ, 1938. С. 21. Береснев Н. Указ. соч. С. 3. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz