Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).
Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия звона карался приговорами ревтрибунала (постановление СНК «О набат ном звоне» от 2 августа 1918 года). После постановления СНК от 5 сентя бря 1918 года «О красном терроре» погибли видные духовные деятели Церкви. По неполным данным ВЧК того времени, за 1918-1919 годы было расстреляно 846 священнослужителей, а 69 заключено в тюрьму. Новейшая статистика Православного Свято-Тихоновского Богословского Института рисует более кровавую картину первой волны гонений: общее число ре прессий составило 11 тысяч человек, из них - 9 тысяч расстрелов.1 На Европейском Севере России известны случаи, когда священники и целые обители оказывались заложниками военных действий в ходе войны. Наиболее ярким примером может служить история Коряжемского мона стыря. 30 сентября 1918 года вблизи этой обители, на одном из пустых островов р. Вычегды, были расстреляны архимандрит Павел, архимандрит Феодосий (Соболев), иеромонахи Серафим и Никодим, архангельский ку пец Ганичев. Основанием для расстрела стал тот факт, что представители братии отказались выдать «потайники» и оказали тем самым неподчинение существующей (т. е. Советской) власти. Расстреляны они были по доносу жителя Северо-Двинской губернии Великоустюжского уезда Удимской во лости, сообщившего о «сомнительных людях», проживавших на террито рии монастыря и как будто укрывающихся от чего-то. Жители монастыря, к слову сказать, предоставили этому доносчику ночлег. Обвинение в кон трреволюционной деятельности этих лиц подкреплялось лишь найденным обращением к православным христианам объединяться вокруг своих хра мов для защиты святынь. Примечательно, что расстреляли их 30 сентября, а постановление о расстреле было вынесено Сольвычегодской ЧК только 17 октября 1918 г.!2 В ходе боевых действий на территории Архангельской губернии пере ходил из рук в руки Кожеозерский монастырь. С момента своего основания монастырь обеспечивал необходимыми продуктами по их себестоимости жителей д. Кривой Пояс, а наиболее бедных содержал за свой счет. Однако это не помешало в марте 1918 года 20 сельчанам, преимущественно из сол дат, прибыть в обитель с оружием, оскорблять братию и угрожать ей рас правой. Монахам помогло лишь то, что за них вступился милиционер Зай 1 Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. М.: Серия «Первая монография», АИРО-ХХ, 1997. С. 14,15. 2 Архив УФСБ по Архангельской области. Фонд прекращенных уголовных дел. Д. П-20535. Ал. 2-7 об. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz