Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. - 371 с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 6).

Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия звона карался приговорами ревтрибунала (постановление СНК «О набат­ ном звоне» от 2 августа 1918 года). После постановления СНК от 5 сентя­ бря 1918 года «О красном терроре» погибли видные духовные деятели Церкви. По неполным данным ВЧК того времени, за 1918-1919 годы было расстреляно 846 священнослужителей, а 69 заключено в тюрьму. Новейшая статистика Православного Свято-Тихоновского Богословского Института рисует более кровавую картину первой волны гонений: общее число ре­ прессий составило 11 тысяч человек, из них - 9 тысяч расстрелов.1 На Европейском Севере России известны случаи, когда священники и целые обители оказывались заложниками военных действий в ходе войны. Наиболее ярким примером может служить история Коряжемского мона­ стыря. 30 сентября 1918 года вблизи этой обители, на одном из пустых островов р. Вычегды, были расстреляны архимандрит Павел, архимандрит Феодосий (Соболев), иеромонахи Серафим и Никодим, архангельский ку­ пец Ганичев. Основанием для расстрела стал тот факт, что представители братии отказались выдать «потайники» и оказали тем самым неподчинение существующей (т. е. Советской) власти. Расстреляны они были по доносу жителя Северо-Двинской губернии Великоустюжского уезда Удимской во­ лости, сообщившего о «сомнительных людях», проживавших на террито­ рии монастыря и как будто укрывающихся от чего-то. Жители монастыря, к слову сказать, предоставили этому доносчику ночлег. Обвинение в кон­ трреволюционной деятельности этих лиц подкреплялось лишь найденным обращением к православным христианам объединяться вокруг своих хра­ мов для защиты святынь. Примечательно, что расстреляли их 30 сентября, а постановление о расстреле было вынесено Сольвычегодской ЧК только 17 октября 1918 г.!2 В ходе боевых действий на территории Архангельской губернии пере­ ходил из рук в руки Кожеозерский монастырь. С момента своего основания монастырь обеспечивал необходимыми продуктами по их себестоимости жителей д. Кривой Пояс, а наиболее бедных содержал за свой счет. Однако это не помешало в марте 1918 года 20 сельчанам, преимущественно из сол­ дат, прибыть в обитель с оружием, оскорблять братию и угрожать ей рас­ правой. Монахам помогло лишь то, что за них вступился милиционер Зай­ 1 Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. М.: Серия «Первая монография», АИРО-ХХ, 1997. С. 14,15. 2 Архив УФСБ по Архангельской области. Фонд прекращенных уголовных дел. Д. П-20535. Ал. 2-7 об. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz